Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
Источниковедение и историография Китая Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 137 и химического анализа минеральных красителей на поверхности статуй не только позволили реконструировать цветовую гамму воинской формы, но и уточнить происхождение некоторых видов сырья для изготовления красок. А палинологическое исследование глины, из которой были изготовлены статуи, позволило установить, что они изготавливались в разной местности: фигуры лошадей — очень близко, а заготовки для терракотовых воинов — достаточно далеко, в степных районах. Особый интерес вызывает технология изготовления различных артефактов в составе погребального инвентаря. Так, на основе фиксации внешних следов обработки были изучены каменные доспехи, найденные неподалеку от ям с тер- ракотовыми фигурами. Сланцевые пластины, составлявшие панцири и шлемы, скреплялись медно-бронзовой проволокой. Установлено, что для обработки пластин использовали точильные станки (типа токарных), механические приспособления для сверления и шлифовки; а для изготовления проволочных скреп — приспособление типа фильеры для волочения (возможно, горячего). Это доказывает существование частично механизированного и стандартизо- ванного производства в период правления Цинь. Таким образов, привлечение новых подходов и методов существенно рас- ширяет извлекаемость сведений из такого уникального источника, которым является мавзолей Цинь Шихуанди. Рысакова П. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Образ Советского Союза и России в учебниках истории КНР в 2000-е гг. 1 Проблемы исторического образования в средней и высшей школе азиатских стран привлекают в последнее время все больше внимания исследователей, причем не только специалистов по истории образования и сравнительной педагогике. И причина этого в том, что они маркируют изменчивую внеш- неполитическую реальность Азиатско-Тихоокеанского региона — проблемы взаимоотношений между странами данного региона и их видение собственной позиции как в регионе, так и в мире в целом. Настоящий доклад нацелен на выявление специфики презентации образа России в современных исторических учебниках КНР для старшей средней школы в 2000-х гг. Освещение советской и российской истории в основном касается четырех главных тем — реформы второй половины XIX в. и отмена крепостного права, Октябрьская революция 1917 года, опыт строительства 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 17–21– 49001а(м) («Образ России и Запада в Китае в XX веке: эволюция, преемственность и фактор случайности»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=