Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Китая Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 125 образом, это короткое и, на первый взгляд, досконально изученное военное противостояние Китая и Японии достойно повторного обращения к нему со стороны исследователей русско-китайских отношений. Терехов А. Э. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Две трактовки древнейшей истории в китайской историографии VIII–XVIII вв. Древность в Китае всегда пользовалась большим авторитетом, и это осо- бенно хорошо заметно в случае с наиболее ранним, согласно традиционным воззрениям, периодом — так называемой эпохой «Трех августейших и Пяти владык» ( сань хуан у ди 三皇五帝 ), воспринимавшейся как золотой век прав- ления идеальных государей. Темне менее, в посвященных древней истории сочиненияхVIII–XVIII вв. этот период освещен очень неравномерно. Внекоторых из них, например в «Сань хуан бэнь цзи» 三皇本紀 («Основные анналы Трех августейших») Сыма Чжэня 司馬 貞 (ок. 656–720), «Цзы чжи тун цзянь вай цзи» 資治通鑑外紀 («Анналы, остав- шиеся за пределами «Всепроницающего зерцала, управлению помогающего»») ЛюШу 劉恕 (1032–1078), «Хуан ван да цзи» 皇王大紀 («Важнейшие записи об августейших царях») Ху Хуна 胡宏 (1102/1105–1161), «Лу ши» 路史 («Великая история») Ло Ми 羅泌 (1131–1189), «Хуан ши» 荒史 («Отдаленная история») Чэнь Ши-юаня 陳士元 (1516–1597), «И ши 繹史 » («Разматывание нитей исто- рии») Ма Су 馬驌 (1621–1673) и «Шан ши» 尚史 («Древнейшая история») Ли Кая 李鍇 (1686–1755), сведения об этой эпохе (или, точнее, о якобы правивших тогда государях) достаточно пространны и подробны. В то же время, некоторые сочинения, такие как «Цзи гу лу» 稽古錄 («Записи об изучении древности») Сыма Гуана 司馬光 (1019–1086), «Гу ши» 古史 («Древняя история») Су Чжэ 蘇 轍 (1039–1112) или «Цзы чжи тун цзянь цянь бянь» 資治通鑑前編 («Собрание [повествований о событиях], предшествующих [описанному во] «Всепроницаю- щем зерцале, управлениюпомогающем»») Цзинь Люй-сяна 金履祥 (1232–1303), в своих описаниях этого периода крайне лапидарны. Истоки подобной ситуации восходят к первым векам н. э., когда сложив- шиеся в течение первого тысячелетия до н. э. представления о древнейшем этапе китайской истории подверглись значительным изменениям. Эти изме- нения были связаны с появлением так называемых «апокрифов» ( чэньвэй 讖緯 ) — религиозно-политических по характеру сочинений, содержащих сведения из самых разных областей духовной культуры Китая. Большое вни- мание в этих текстах уделялось и истории, причем в первую очередь — исто- рии древнейшей, которая подверглась серьезному переосмыслению исходя из преследуемых создателями апокрифов политических целей. В качестве

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=