Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Китая Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 111 из лука на скаку, владение мечом. Во время облавной охоты вырабатывались военная стратегия и тактика, которые позднее могли быть использованы в реальных боевых действиях. Перед выездом из Пекина в Мукден к могилам предков (что являлось наи- высшей формой проявления сыновней почтительности) маньчжурские импе- раторы совершали поклонения предкам в Храме предков Таймяо и шаманских молельнях в Куннин-гуне и Тансэ. По приезде в Мукден императоры сначала проводили церемонии в Храме предков и в молельне Циннин-гун на территории мукденского императорского дворца Гу-гун, а затем совершали церемонии на могиле Нурхаци — Фулин и на могиле Хун Тайчжи — Чжаолин. После этого император и его свита отправлялись в Юнлин к могилам первопредков, нахо- дящимся в 200 км к востоку от Мукдена. 1 Тщательность и правильность проведения жертвоприношения должна была подчеркнуть выполнение императором долга сыновней почтительности сяо и соблюдение всех норм ритуала ли . Проезжая по северным и северо-восточным областям Китая императоры знакомились с местными традициями, жизнью народа и возможностями экономического развития этих районов, чтобы гар- моничнее управлять этим регионом, тем самым осуществляя конфуцианский принцип гуманного правления жэнь . Более того, посещая местные достопри- мечательности, все императоры повсюду писали посвящения и воспевания древних монастырей или мест былых исторических битв и маньчжурских побед. Этим они демонстрировали свою просвещенность вэнь. Наиболее известным произведением, написанным во время восточной инспекционной поездки, является «Написанная императором ода Мукдену», созданная императором Цяньлуном в 1743 г. на китайском и маньчжурском языках, когда он впервые посетил первую столицу маньчжурского государства и могилы императоров Нурхаци и Хун Тайчжи. Императорские издания мань- чжурской Han-i araha Mukden-i fujurun bithe и китайской «Юйчжи Шэньцзин фу» 御制盛京赋 версий этого текста появились в том же году под редакцией комитета, состоящего из одиннадцати человек . Несколько позже, в 1748 г., маньчжурский текст был переиздан в 32-х тетрадях, записанный 32 почерками в подражание китайским квадратным почеркам. 2 Изобретение 32-х маньч- журских почерков, подобных китайским, было своего рода произведением искусства. Они почти никогда не использовались, кроме квадратного почерка для легенд на печатях. Текст оды представляет собой географическое описание Маньчжурии, Мукдэна (Шэнцзина) и церемоний, проводимых на могилах пред- ков, а также воспевание первых маньчжурских императоров и великолепной столицы. Она написана в традиционном для китайской литературы жанре фу 赋 (мань.: fujurun) как поэма-описание одического характера. 1 Цин ди дунсюнь 清蒂東巡 . Шэньян, 1991. 2 Stary G . Die Chinesischen und mandschurischen Zierschriften. Hamburg, 1980.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=