Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
406 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XII. Круглый стол писали и раньше, достаточно вспомнить характеристику всех арабских стран, кроме Египта, как «племен с флагами». Автором этого выражения, вероятно, был египетский дипломат Тахсин Башир (по воспоминаниям израильского писателя и журналиста Амоса Элона, в часто цитируемом английском переводе: “You see, my dearAmos, when the chips are down, there is only one real place in this entire area. Egypt. All the rest — forgive me — are tribes with flags” 1 ), но особенно известным оно стало благодаря С. Хантингтону: «Племена стоят в центре политики арабских государств, многие из которых, как выразился Та[х]син Башир, сами являются просто “племенами с флагами” (“Tribes have been central to politics in Arab states, many of which, as Tahsin Bashir put it, are simply “tribes with flags”)» 2 . В современных политологических публикациях, и тем более в СМИ, ближ- невосточное и североафриканское племя обычно рассматривается как некая постоянная категория. Между тем, большинство стран от Атлантического океана до Персидского залива в XIX–XX вв. прошли через эпоху прямой или косвенной зависимости от европейских держав. Колониальные власти исходили из того, что все кочевники и значительная часть оседлого населения разделены на племена, которые необходимо поставить под контроль. Каждое племя и его подразде- ления должны были иметь собственное название, этническую и религиозную аффилиацию, администрацию (вожди, шейхи и т. п.) и границы. На практике созданием новых и переформатированием старых племен в большинстве случаев занимались военные. В итоге, «туземцы» добровольно-принудительно приняли правила игры, установленные в Париже, Лондоне, Риме и Мадриде. После деколонизации новые независимые государства в большинстве случаев унаследовали прежние границы и отношение к племенам, а также военный стиль управления. Попытки сломать постколониальную систему предпринимались под панарабскими, а в последние десятилетия—в основном под панисламскими («халифатскими») лозунгами. Панарабизм вызвал к жизни целый ряд политических движений, выступавших от имени народов и племен, не отнесенных к арабам в колониальный период. Эти движения боролись за культурную и языковую автономию и первоначально не стремились к поли- тической независимости. Современный панисламизм вызвал у неарабов не меньшее отторжение, чем прежний светский панарабизм. В Магрибе, Сахаре и Сахеле итогом «арабской весны» стало появление новых движений, провозгласивших автономию, независимость или усиливших борьбу за равноправие с арабами, например, в Ливии. Национально-освободи- тельные фронты и самопровозглашенные правительства наделяют себя всеми атрибутами государства, включая флаг. Ни одно из таких «племен с флагами» не 1 Elon A. Flight into Egypt. Garden City, N. Y.: Doubleday & Co., 1980. P. 250. 2 Huntington S . The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. NewYork: Simon & Schuster, 2011. P. 189; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 270–271.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=