Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

390 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол Хотя турецкое общество является мусульманским, а ислам рассматривает алкоголь как тяжкий грех, употребление ракы населением, широко представ- лено в современной Турции. Это можно объяснить тем, что ракы является важной составляющей турецкой традиционной культуры. Традиция его упо- требления удерживается в ней и после принятия турками ислама. Турки еще до принятия ислама, проживая в Средней Азии, которую они считают своей родиной, использовали в качестве алкогольного напитка кымыз (или кумыс), изготавливаемый путем ферментации молока кобылиц, которых они специально разводили для этой цели. Кымыз до сих пор производится и употребляется в Средней Азии и России среди таких мусульманских народов с кочевническим прошлым, как татары, башкиры, киргизы, казахи и др. Прежде, в период язычества, кымыз использовался в качестве согре- вающего напитка в холодную погоду (изначальное место происхождения традиции — район Алтая), а когда были обнаружены одурманивающие свойства данного напитка, его начали использовать в ритуалах, позднее — по праздникам и значимым событиям; со временем кымыз стал неотъемлемой частью жизни общества. Турки после заимствования ислама от арабов с Ближнего Востока, тем не менее продолжили «традицию кымыза». Так как в соответствии с Кораном мусульманам запрещается «вино», они начали искать альтернативу, создавая другие одурманивающие напитки путем переработки разных фруктов (хотя, в основном все-таки винограда), перерабатывая их в различные напитки, фор- мально не похожие на вино. Одним из таких напитков и является ракы , который в отличие от вина имеет крепость 45% и прозрачный цвет; при разбавлении водой напиток становится молочного цвета. В традиции ракы можно увидеть древнюю традицию кымыза, который Кораном не запрещается (если трактовать слово «вино» буквально). Более того в период Османской Империи, существовавшей по исламским законам, было создано множество мэйханэ (питейных заведеий), что, в свою очередь, превратилось о особую «культуру мэйханэ». Традиция употребления ракы в Турецкой республике во многом была продолжена, вероятно, благодаря ее основателю М. Кемалю, который был почитателем данного напитка, а поведенческие модели лидера имеют большое значение для формирования социальных норм на Востоке. Известно, что даже наиболее консервативная часть турецкого населения, с ее а привязанностью исламу, употребляет ракы у себя дома. Например, Кония, население которой особо отличается особым консерватизмом находится на первом месте по годовому употреблению ракы. В докладе анализируются питейные практики разных социальных групп населения, которые свидетельствуют о силе традиции употребления ракы, которая успешно конкурирует с исламом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=