Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
388 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол витринами идей просвещения. Помимо отмеченных явных мотивов, музеи с первых дней своего существования стали коммуникационными простран- ствами, связывавшими, периферию и центр: на Всемирную выставку 1900 г. в Париже были отправлены фотографии и предметы быта народов Приаму- рья; или обеспечивающими взаимодействие власти с оппозицией: губерна- торы — Н. Л. Гондатти и Н. И. Гродеков, офицер В. К. Арсеньев, ссыльные народовольцы Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз, и др., были едины в отношении к науке, ратуя за улучшение жизни коренного населения. Если дореволюционные музеи были центрами научной деятельности и аккумуляции интеллектуальных сил, то советская власть превратила их в инструмент пропаганды. Экспозиции культур коренных народов играли роль иллюстрации мрачного доиндустриального, несоциалистического про- шлого. Новая власть, заменив просвещение образованием (по образу и подо- бию своему), определялась в своем отношении к музеям, начав с обвинений в буржуазности, что привело к разбазариванию коллекций и к реорганизации экспозиций, например, в хабаровском музее этнографическая коллекция была поделена между экспозицией, отражавшей быт, природопользование, виды хозяйствования, выставкой о эволюции социальных отношений и отделом туземного искусства, оказавшимся не только самым популярным, но и соот- ветствующим официальной идеологии. К 30-м годам власть определилась и в отношении музеев, и в отношении коренных народов. Важнейшее значе- ние приобрела национальная специфика, которая должна была сохраняться. Культурная революция, декларировалась в идеологических программах и осуществлялась в конкретных мероприятиях по созданию и развитию новых культур — «национальных по форме и социалистических по содержанию», превращая традиционную культуру в движущую часть социального лифта. Окончательное превращение отдельных элементов традиционной культуры в источник заработка и символического капитала—престижа и званий, —про- изошло в 80-х годах прошлого века, благодаря расширению мероприятий, направленных на популяризацию народного творчества. В 90-х гг. аудитория, заинтересованная в изделиях национальных мастеров, расширилась. К привычным «заказчикам»—музеям, выставочным комитетам и др., а также жителям и гостям региона прибавились зарубежные туристы и исследователи. Изменение аудитории повлияло и на смещение акцентов с «национальной» специфики на «традиционную». Многозначность понятия «традиция» отражается в дискуссии вокруг «качественности», «подлинности», «художественности» изделий, которые ведутся в рыночных условиях между исполнителями, экспертами и покупателями. Негативная оценка эксплуатации «этничности» в коммерческих целях озвучивается экспертами—работниками музеев и сферы образования. Сложное отношение проявляется и у самих носителей культуры. Эксперты и исполнители сходятся во мнении о том, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=