Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 385 «Традиционализм и Восток» с высокой степенью политического персонализма или сильной президентской властью. Некоторые авторы противопоставляют преемничество выборности власти, в то время как другие утверждают, что действующая власть лишь предлагает свою кандидатуру, а победа или поражение данной кандидатуры всецело зависит от решения народа (в этом, по мнению исследователей, заключается отличие преемничества от наследования власти). Поэтому здесь основная задача «поставщиков преемника» сводится к минимизации непредсказуемости результатов выборов. Что касается обязанностей преемника, то в первую очередь это сохранение и продолжение политического курса, а также гарантия безопасности семье уходящего лидера (при отсутствии установленных процедур обеспечения безопасности), защита дистрибутивных интересов правящей группы. При неисполнении перечисленных негласных обязанностей высока вероятность конфликта между преемником и предшествующим лидером и/или правящей элитой. Другой причиной конфликта может стать крайняя самостоятельность преемника в принятии политических решений, отсутствие лояльности пред- шественнику и его политическому курсу. Ряд примеров преемничества можно проследить на африканском материале. Большое число африканских лидеров не следовало и не следует установленным законом правилам пребывания у власти. Одни в обход конституционных установ- лений сохраняют власть в своих рука на протяжении десятилетий; другие прибе- гают к реформированию конституции, в результате чего открывают себе дорогу к неограниченному числу переизбраний; третьи создают видимость формального соблюдения конституции (не претендуя на не положенный по закону n-й срок), назначают себе преемника, после которого могли бы вновь занять прежний пост. В постколониальный период на африканском континенте имели место по крайней мере 27 случаев смены власти путем передачи властных полномо- чий «назначенному» преемнику. К их числу относятся как смена власти по факту кончины лидера страны, который успел назначить себе преемника, так и мирный переход власти от уходящего в отставку лидера к его политическому преемнику, чьим продвижением сменяемый лидер занимался в последние годы своего правления. Отдельные элементы в процедуре преемничества могут быть объяснены конкретным политическим контекстом, другие определяются традиционной политической культурой. В данном контексте задача антрополога состоит в том, чтобы объяснить, каким образом власти удается обеспечить победу своего преемника на выборах, как в умах избирателей складывается идея о без- альтернативности кандидатуры преемника, почему одни преемники находят широкую поддержку в народе, в то время как другие ненадолго удерживаются на своем посту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=