Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 383 «Традиционализм и Восток» авторов. Популярность и литературные достоинства газелей Карвана служат подтверждением жизнеспособности традиционных жанров в рамках совре- менной афганской поэзии. Саврилова Н. С. (СПбГУПТД, Санкт-Петербург) Межкультурная коммуникация как способ освоения чужой культуры Сложность вступления в диалог с представителем иной культуры, боязнь быть неправильно понятым и другие подобные трудности коммуникативного взаимодействия являются барьерами, с которыми сталкивался каждый человек при погружении в другую культуру. Причем подобные барьеры возникают как на неформальном уровне, так и в деловой сфере, являясь, порой, серьезным препятствием при проведении деловых встреч и переговоров на международ- ном уровне. Поскольку современный этап развития общества характеризуется расши- рением контактов между различными странами, их народами и культурами, вопрос о культурной самобытности и культурных различиях становится особенно актуальным, также как и умение проникать в межкультурный ком- муникативный дискурс. При отсутствии таких компетенций люди чаще всего общаются с носителями иной культуры и оценивают их на основе собственных национальных норм, что особенно затрудняет коммуникацию между предста- вителями разных культурных сфер. Психологам известно, что поводом для межгрупповых противоречий и конфликтов является ингрупповой фаворитизм, т. е. благосклонное отношение к своей группе в ущерб другой. В этой связи партнерам важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы. Один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации Милтон Беннет предложил модель освоения чужой культуры, которая включает в себя этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление) и этнорелятиви- стские этапы (признание, адаптация, интеграция) 1 . Переход от этноцентризма к этнорелятивизму идет через смену парадигмы, от абсолютизма к релятивизму. В основе этнорелятивизма находится предположение, что поведение человека можно понять только исходя из конкретной культурной ситуации, что у куль- турного поведения нет стандарта правильности. Другими словами, культур- ные различия — это и не хорошо, и не плохо, они просто есть, а разные типы 1 Bennett M. J . (1986). A developmental approach to training intercultural sensitivity. in J. Martin (Guest Ed.), Special Issue on Intercultural Training, International Journal of Intercultural Relations. Vol. 10. No. 2. 179–186.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=