Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 369 ас-сиба‘»)- надолго стал в политической истории Магриба синонимом «зоны непокорных», в противовес «билад ал-махзен» («край махзена )», объединявший население, покорное правительству («махзен» ). История Магриба переполнена примерами вооруженных движений горцев. Религиозно-политические амбиции берберов санхаджа привели в XI–XII вв. к образованиюпервой трансконтинентальной империимусульманского Запада на севере Африки и на Иберийском п-ове. Мощную державу Альморавидов в XII– XIII вв. здесь сменила династия Альмохадов, основанная горцами- масмуда . С формированием новых центров исламской государственности, часто во главе с шерифами — благородными потомками Пророка, горцы Атласа соста- вили основу религиозно-политической оппозиции. Не стали исключением Восточный и Средний Магриб (Алжир, Тунис, Триполитания), перешедшие с XVI в. под власть османов В ходе французского завоевания и колонизации Алжира (с 1830), Туниса (с 1881) и Марокко (с 1912), горные племена Магриба заняли особое место в ассимиляционистской политике метрополии. Стремясь столкнуть арабов и берберов — два основных социокультурных блока «туземного общества», французы активно привлекали берберов к своему «колониальному» проекту. На основе изысканий антропологов, социологов и пр., было объявлено, что по своему происхождению «берберский народ» принадлежит к той же «великой средиземноморской расе», что и сами французы, и все латиняне. Своего апогея политические игры в «берберском вопросе» достигли в период подготовки к 100-летию «французского Магриба», т. е. начала заво- евания Алжира. В 1930 г., вскоре после подавления французско-испанскими войсками Рифской республики в горах Северного Марокко, политики-«асси- миляторы» подготовили «берберский дахир » — указ, подписанный султаном Мухаммедом б. Йусуфом (1927–1961) и имевший целью расколоть мусульман- ское сообщество Дальнего Магриба на носителей арабо-исламских и, с другой стороны, исконно берберских ценностей. Бурные протесты мусульманского населения Марокко в известной мере стали сюрпризом для Парижа. Под давлением национально-патриотических движений, с новой силой развернувшихся после 2-й мировой войны, пал режим протектората в Марокко и Тунисе (1956). После долгой войны (1954–1962), независимость получил и Алжир — старейшая колония, некогда ставшая фун- даментом французской империи в Африке. Прошедшие после обретения независимости десятилетия не ослабили, в целом, роль «берберского фактора» в политической жизни Магриба. Наибо- лее остро вопрос о возрождении «берберской идентичности» стоял, пожалуй, в последнее время в Алжире, где главными приверженцами его решения стали кабилы— представители племен горной и приморской Кабилии, земли которой почти 14 веков назад сталипервымоплотомсопротивления арабским завоеваниям. «Горцы: традиции и современность»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=