Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
362 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 блемы, зачастую понимая ее как нравственную задачу реабилитации России и решая ее довольно откровенно и прямолинейно» 1 . Мы привели все это не для того, чтобы снова открыть дискуссию о природе горских набегов. Наша цель в другом: природа набегов на Северном Кавказе в ХVIII-ХIХ вв. была намного сложнее, чем это представляется на первый взгляд. «Набегавшие» горцы — только одна сторона этого явления. Если быть объек- тивными и беспристрастными—есть и вторая сторона—«набегавшие» казаки. Поэтому, если уж писать о горских набегах, о «горской набеговой системе», то, справедливости ради, надо писать о горско-казачьих набегах. Историческое явле- ние на Северном Кавказе, известное под названием «набеги», носило в ХVIII– ХIХ вв. взаимный характер — «набегали» друг на друга и горцы, и казаки. В свете острой дискуссии, существующей вокруг проблемы горско-казачьих набегов, нам кажется интересным рассмотрение взглядов декабристов и рус- ских литераторов —участников Кавказской войны. Они, видевшие эти набеги воочию, а иногда и сами участники этих набегов (в составе солдатско-казачьих отрядов), не могли не оставить свои впечатления и оценки об этом явлении. Одним из тех, кто по свежим впечатлениям писал о набегах, был писа- тель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский. В отличие от современных авторов, безусловно встающих на одну из сторон—горцев или казаков—Мар- линский пишет о набегах в спокойном тоне, не демонизируя никого . Видимо, именно потому, что знал точно: виноваты обе стороны, набеги носят взаимный характер. «Левый берег Терека унизан богатыми станицами линейских каза- ков…Почти все они говорят по-татарски, водят дружбу с горцами, даже родство по похищенным взаимно женам, но в поле враги неумолимые. Как ни запрещено переезжать на горную сторону Терека, но удальцы отправляются туда вплавь, на охоту разного рода. В свою очередь горские хищники бродятся за Терек ночью или переплывают его на бурдюках…, чтобы увлечь в плен беспечного путника или захватить женщину на гребле сена» 2 . Российские войска и казаки при налетах на горские аулы уничтожали все — дома, сады, сено, хлеб. Горцы, как правило, этого не делали. Да, уби- вали сопротивляющихся, захватывали в плен не только мужчин, но и женщин с детьми, угоняли скот, «но редко зажигали сена и хлеба в поле» 3 . Вот как описывает А. А. Бестужев-Марлинский горский набег на русское поселение за Тереком: «Кабардинцы вторгались в дома, уносили что поценнее или что второпях попадало под руку, но не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем трогать дар божий и труд человека»,- говорили они и это правило горского разбойника, не ужасающегося никаким злодейством, 1 Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., Русская пано- рама , 444 с. 2003. С. 286. 2 Бестужев-Марлинский А. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1958. С. 461. 3 Попко И . Указ. соч. С. 249. X. Круглый стол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=