Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
356 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Брать, на воспитание детей княжеских, — отмечается в архивных матери- алах о Засулакской Кумыкии, — считалось для воспитателя (аталыка) особен- ной честью: дети воспитателя делались воспитаннику эмчеками (молочными братьями), что также считалось особенной честью, и молочное родство ува- жалось и соблюдалось с обеих сторон» 1 . Родство между молочными братьями, по словам Ф. И. Леонтовича, считалось «священнее природного» 2 . Полевой этнографический материал, собранный проф. С. Ш. Гаджиевой почти во всех районах Дагестана, содержит сведения о бытовании (в пере- житочной форме) аталычества в его разных проявлениях в основном лишь в конце XIX и начале XX в., преимущественно в феодальной среде, а так же среди дворян (сала- или уллу-узденей). В отдельных случаях эти полевые сведения касаются и более раннего периода. Так, например, сохранилось пре- дание о том, что известный родоначальник князей засулакских кумыков XVI в. Султан-Мут (он же Султан-Махмуд) был отдан отцом шамхалом Тарковским Андием на воспитание сала-тавскому аварцу по имени Беге из сел. Беге-Тогай, в семье которого он жил до 10–15-летнего возраста 3 . Князь, хан, бек отдавали своих детей в семью сала- или просто узденя, а сала- в семью рядового узденя и нередко (особенно в пореформенный период) даже бывшего чагара или кула. Что же касается чагаров, то они не могли «избирать аталыками узденей» 4 . Очевидно, не практиковалось и не предусматривалось адатами воспитание детей князей «княжеской же семье без особой на то причины — смерти родителей, серьезной опасности для семьи князя и т. д.» Принимая сына (дочь) бия или дворянина, рядовой общинник обычно посылал своего ребенка грудного возраста в семью другого общинника, чаще в горы. Бывали случаи, когда женщина кормила и своего, и чужого ребенка, причем правую грудь всегда, по адату, давала эмчеку. И.-Г. Гербер применительно к концу XVII — началу XVIII в., отмечал, что уцмий Кайтагский «обыкность имеет, чтоб своих подданных к обязанию к себе содержать. Когда у усмея родился сын, то несколько дней по рождению мла- денец посылается в некоторую из его деревень, которого тамошних жителей жены грудьми своими кормят, а когда во всей деревне ряда отошла, то отвезут младенца в другую деревню, где таким же образом поступают, потом в третью, и в четвертую, пока время младенца от грудей отставить; отчего обитатели 1 Феодальные отношения в Дагестане XIX — началеХХ в. Архивные материалы. Сост. Хашаев X.-M. М., 1969. С. 88. 2 Леонтович Ф. И . Адаты кавказских горцев. Т. И. Одесса, 1883. С. 252. 3 Гаджиева С. Ш. Ш. Аталычество в феодальном Дагестане // Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала, 1980.С. 19. 4 Леонтович Ф. И . Адаты кавказских горцев. Т. И. Одесса, 1883. С. 252. X. Круглый стол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=