Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 355 придерживавшихся норм сословного этикета, отец, имевший сына или дочь, поступал так: в то время; когда сын или дочь были ребенком, то будь последний на руках яями у отца дома или же передан на молочное воспитание «эмчекам», все равно его не приносили в комнату, где был отец» 1 . В литературе отражаются обычаи аталычества и у ногайцев. Об аталыче- стве здесь неоспоримо свидетельствуют эпические произведения, относящи- еся к «ногайскому», или, как его нередко именуют, «ногайлинскому» циклу, характеризующему внутреннююжизнь народа в период Золотой Орды. Многие ногайские мурзы выступали в качестве аталыков детей крымских ханов, т. е. содержали и воспитывали их в своих улусах. Известно, например, что основа- тель Малой Ногайской Орды под Азовом Казьмурза являлся аталыком детей младших царевичей крымских ханов Гиреев, которых он принимал, содержал и воспитывал в своих улусах 2 . Ногайские султан, мурза, князь, иногда и именитый уздень отдавали на воспитание своих детей. Султан мог передавать детей в семьи своих васса- лов, — мурз, мурзы же рядовым и первостепенным узденям, иногда даже в семьи освобожденных крестьян. В основном это были (у оседлых ногайцев) крестьяне, живущие на родовых или пожалованных правительством землях князей и именитых узденей, расположенных поблизости от барского имени». При отборе семьи воспитателя учитывались ее материальная обеспеченность и общественная репутация. Бывали случаи, хотя и редкие, когда мурза или султан отдавали своих детей в семьи представителей соседних народов, обычно черкесов. Так, у султана Азамат Гирея Ханова (конец XIX—начало XX в.) аталыками являлись черкесы Дышековы из Докшуканского аула. Но чаще ногайцы сами брали на воспитание детей из господствующего сословия других народностей, особенно черкесов и кумыков. «Многие знатные фамилии закубанских племен, —писал в середине XIX в. наблюдатель быта ногайцев, — отдают ногайцам на воспитание своих детей» 3 . И в начале XX в. аталыками княжеских и салаузденских детей кумыков Терско-Сулакской низменности нередко являлись соседние ногайцы 4 . Так, например, в 1863 г. при судебном разбирательстве земельных споров менаду князьями Эльдаровыми и Каштановыми на стороне князей Эльдаровых в числе 15 человек тусевов (свидетелей) присягал аталык (эмчек) ногаец 5 . 1 Шемшединов А . Слобода Хасавюрт Терской области 10 сентября 1908 г. Легенды и сказания кумыков. Целебный кувшин // Этнографическое обозрение. 1905.№1–2. С. 137. 2 Новосельский А. А . Борьба Московского государства с татарами в XVII в. М.: Л., 1948. С. 15. 3 Татарское племя на Кавказе //Кавказ. 1859. №89. 4 ЦГА Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф105. ОП. 2. Д. 69. 5 ЦГА РД. Ф. 105. ОП. 2. Д. 69, Л, 22. «Горцы: традиции и современность»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=