Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

354 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Новые свидетельства о рассматриваемом нами институте у кумыков мы встречаем у известного исследователя истории и культуры кумыкского народа Д.-М. М. Шихалиева, который отмечает что «изнеженные, избалованные... чересчур подобострастными поступками, они (молодые князья) с ранних лет приучались не обращать внимание на собственное хозяйство и, относя это на попечение аталыков своих, безотчетно предавались развлечениям праздной жизни» 1 . Кроме того, Шихалиев пишет, что «аталыки княжеские владеют землями, кутанами, горами» в числе других, «отмеченных какими-нибудь особенными почестями» 2 . П. Пржецлавский, служивший в середине XIX в. приставом вМехтулинском ханстве, также отмечает наличие аталычества у кумыков, называя эмчеков и членов их семей отдельным сословием. «Есть еще, — писал он, — сословие людей, называемых баш-эмчек: это приемные братья и сестры ханов, в семей- ствах которых ханы были вскормлены» 3 . Некоторые авторы свидетельствуют о наличии института аталычества и в начале нашего века. Так, например, А. Шемшединов, автор ряда этнографических работ по кумыкам, в 1908 г. констатировал бытование института воспитательства у засулакских кумыков, причем не только в феодальной среде, но и среди других слоев населения. Он, в частности, писал: «У кумыков существует обычай, в силу которого богатые и вообще состоятельные люди (очевидно, автор имел в виду сала-уэденей) отдают новорожденных детей для кормления грудью менее состоятельным, а иногда и бедным людям, которые тем самым приобретают по отношению к родным новорожденного права так называемого молочного родства и находят в них для себя в большинстве случаев материальнуюи нравственнуюподдержку. Будучи оторвано от груди и придя в 4- или 5-летний возраст, дитя препрово- ждается обратно к родным» 4 . А. Шемшединов приводит и легенду, где говорится, что в сел. Бораган одна молодая княжна воспитывалась в семье сельчанина, и, ввиду смерти ее родного отца, аталык сам выдавал свою воспитанницу замуж за молодого черкеса, но во время пышной свадьбы поднялась страшная буря, и невеста исчезла и т. д. Это еще раз свидетельствует о фактах пребывания эмчеков в доме аталыка в прошлом. И наконец, следует привести высказывание дагестанского этнографа начала XX в. М. Алибекова о нравах кумыков, о воспитании ребенка вдали от отца. «У кумыков, — пишет он, имея ввиду, очевидно, князей и дворян, — строго 1 Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках // Кавказ. 1846. № 40. 2 Там же. №40. 3 Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане// Военный сборник. 1860. T. XII. № 4. С. 282. 4 Шемшединов А . Слобода Хасавюрт Терской области 10 сентября 1908 г. Легенды и сказания кумыков // Этнографическое обозрение. 1905. №2. С. 137. X. Круглый стол

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=