Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 353 Последними по времени в отношении данной этнической группы явля- ются сведения о своеобразной форме аталычества в Нагорном Дагестане А. К. Сержпутовского, совершившего поездку сюда, к дидойцам, в самом начале XX в. «Аталычество, — отмечает автор, — у дидойцев играет большую роль. До последнего времени дидойцы отдают своих сыновей на воспитание род- ственникам или кунакам в соседние селения. Обыкновенно отдают мальчиков 4–5 лет. Перед отправлением на воспитание мальчикам на левой руке в локте- вой части делают надпись по-арабски, имя и год рождения. Надписи делают уколами иглы, затем в ранки втирают порох и красящие вещества. Надпись сохраняетсяна всю жизнь. На воспитании юноши остаются до возмужалости, т. е. приблизительно до 17-летнего возраста» 1 . Как известно, у детей Шамиля тоже были эмчеки. Так, по данным Е. И. Козубского, «молочным братом» дочери Шамиля Нужабат был Омар Мехриев, а сын няньки по имени Ханум из Кумуха был эмчеком Нужабат 2 . Следует отметить, что письменные сведения чаще всего относятся к кумы- кам, и прежде всего засулакским. А. М. Буцковский, например, в 1812 г. писал о кумыках: «Они, подобно сим (т. е. другим соседним народам), сыновей своих отдают с малых лет в чужие руки на воспитание...» 3 Об одном из воспитателей сыновейшамхала Тарковского упоминает и побы- вавший в Тарках, в гостях у шамхала, французский посол в Тифлисе Гамбо. Он, в частности, свидетельствует, что приемом, устроенным в доме шамхала в честь посла, в отсутствии хозяина руководил его шурин, одновременно аталык сыновей шамхала 4 . В 1846 г. о тех же кумыках М. Б. Лобанов-Ростов- ский сообщает, что «князья отдавали сыновей своих с первого детства в дом почетного салаузденя на воспитание; возросши в семье своего наставника, окруженный неусыпным попечением всех домашних, молодой князь на всю жизнь сохранял непоколебимую привязанность к семье своего воспитателя. Аталык, так зовется воспитатель, пользовался всегдашним уважением воспи- танника и в случае, когда он делался сиротой, имел участие в управлении его имением и присмотре за его хозяйством. Дети аталыков (эмчеки), товарищи молодого князя, почитались последним наравне с родными братьями» 5 . 1 Сержпутовский А. К. Поездка в Нагорный Дагестан // Живая старина. Т. XXV. 1916. С. 287–288. 2 Коэубский Е. И. Из прошлого Дагестанской области // Дагестанский сборник. Вып. 2. Темир-Хан-Шура, 1904. С. 221. 3 Буцковский А. М . Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812. // ИГЭД. С. 241. 4 Цит. по: Гаджиев Т. В. Сочинение Гамба «Путешествие в Южную Россию» как исторический источник по истории народов Северо-Восточного Кавказа. Рук. канд. дис. Махачкала, 1983. С. 96. 5 Лобанов-Ростовский M. Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы // Кавказ. 1846. №38. «Горцы: традиции и современность»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=