Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
352 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Через аталыков нередко шла и переписка между дагестанскими владе- телями и комендантами Кизляра. Аталыки при ханских дворах, как об этом пишет известный кавказовед Е. Н. Кушева, играли важную роль в торговых и политических отношениях дагестанских владетелей с русским государс твом 1 . Вот несколько свидетельств русских авторов об аталычестве в Дагестане. И.-Г. Гербер в начале XVIII в. сообщает: «Когда у уцмия родился сын, то несколько дней по рождению младенец посылается в некоторую из его дере- вень, которого тамошних жителей жены своими грудьми кормят, а когда по всей деревне ряда отошла, то отвезут младенца в другую деревню, где таким же образом поступают, потом в третью, и в четвертую, пока время младенца от грудей оставить» 2 . Есть сообщение, что шамхал Тарковский Муртузали в 1782 г. посылал своего эмчека Очая к кизлярскому коменданту с письмом, чтобы тот содейство- вал благополучному прибытию его человека в Астрахань для получения назна- ченного для шамхала жалованья «за верную службу России» 3 . Посланный в Аварию в 1828 г. командованием Кавказской линии офицер Хрисанф, описывая прием, оказанный аварской ханшей Паху-бике, сообщал, что навстречу ему и его спутникам ханша послала в числе других и «эмчека, т. е. дядьку... хана уздена Алибека» 4 . Неизвестный автор первой половины XIX в. в «Записке о сношениях с аварскими ханами с 1800 года по 1838 год» также отмечает, что правнук известного аварского хана Ума-хана —Султан-Ахмед-хан (сын Нуцал-хана) «находится в деревне Малом Джунгутае, где он воспитыва- ется у тамошнего бека (очевидно, речь об уздене Алибеке или по другим данным Алиаскере)—подличнымнадзоромАхмет-хана, который емудвоюродныйдядя» 5 . В адатах бежтинцев также отмечается наличие у них аталычества, которое было известно под названием «уджира» (от арабск.: быть переданным в аренду). В качестве вознаграждения взявшему ребенка на вскармливание семья платила «по 50 коп. в месяц, 6 рублей в год» 6 . При этом продукты питания обеспечивал отец. Не совсем ясно, является ли это действительно одной из форм аталычества или связано только с отдачей ребенка на кормление грудью. 1 К ушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI–XVII вв. М., 1963. С. 52. 2 Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. M., 1958 (далее — ИГЭД). С. 84. 3 Русско-дагестанские отношения в XVIII — начале XIX в. Сборник документов. М., 1988. С. 170. 4 Хрисанф . Сведения об Аварском ханстве. 1828 // ИГЭД. С. 267. imtw.ru/ topic/ 2662-сарир/page__st__10. 5 Гаджиева С.Ш . Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М., 1961. С. 17. 6 Бежтинские адаты // Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 71. X. Круглый стол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=