Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 351 ребенка поручили особому воспитателю ( атабеку ), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю» 1 . Самые ранние сведения об аталычестве в Дагестане в русских источниках появились в первой половине XVII в. Судя по этим данным, в феодальной среде широко применялись как термины «эмчек», «аталык», так и (особенно в русских документах) «дядька», а для обозначения молочного брата—«имель- деш» 2 . Из имеющихся в нашем распоряжении данных первые по времени упоми- нания об «аталыке» или «эмчеке», «дядьке» относятся к 1625 г. Так, в отписке Терского воеводы князя Андрея Хворостинина в Посольский приказ сообща- ется о приезде в город Тарки с челобитной дядьки уцмия Кайтагского Рустам- хана по имени Батархан (Бадир-хан?) 3 . В 1637 г. от лица сыновей шамхала Ильдара переговоры в Москве вел их дядька Томулдук, бывший поверенным лицом и самого шамхала. В 1640– 1650 гг. переговоры в Москве вел имельдеш эндерийского владетеля Казана- липа Магомед. Примерно к этому времени относится и сообщение об одном из аталыков, который был известен под прозвищем «Седая борода» (Аксакал) 4 . В августе 1657 г. в грамоте на имя царя Алексея Федоровича эндерийский вла- детель Казаналип пишет, что он посылает «государю бита челом имельдяша своего Магомета сотоварищи» 5 . В отписках воеводы в Посольский приказ и в 1614 г. содержатся упоминания об аталыках ногайских мурз 6 . Упоминания об аталыках встречаются в архивных документам XVIII в. и особенно в письмах кумыкских феодальных владетелей на имя кизлярского коменданта. В этих письмах затрагиваются самые различные вопросы, свя- занные с эмчеками, или дядьками. В частности, шамхал Тарковский, а также буйнакский, эндерийский, аксайский, костекский владельцы просят русского коменданта оказать содействие их эмчекам, едущим «для отыскания беглых холопей», «для приобретения потребных вещей», «для покупки баранов у тур- кмен», или помочь дядькам, по тем или иным причинам попавшим в затруд- нительное положение в Кизляре или по пути и т. д. 1 Бартольд В. В. Общие работы по истории Среднeй Aзии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Соч. Т. II. Ч. 2. М., 1965. С. 54. 2 Сборник некоторых важных известий и официальных документов касательно Турции, России и Крыма. СПб., 1881. С. 24–26. 3 Русско-дагестанские отношения XVII — первой четверти XVIII вв. Документы и материалы. Сост. Р. Г. Маршаев. Махачкала, 1958. С. 78, 192, 194. 4 Русско-дагестанские отношения XVII — первой четверти XVIII вв. Документы и материалы. Сост. Р. Г. Маршаев. Махачкала, 1958. С. 78, 192, 194. 5 Кушева Е. Н. Народы Северного Каьказа и их связи с Россией в XVI—XVII вв. М., 1963. С. 52. 6 Русско-дагестанские отношения в XVIII — начале XIX в. Сборник документов. М., 1988. С. 71, 86. «Горцы: традиции и современность»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=