Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

346 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IX ал-халидийа тафдылан» (Подробная цепочка шейхов накшбандийа-муджад- дидийа-халидийа); 29 стр. — Иджаза (Разрешение на занятие суфийской деятельностью). Последние две части рукописи довольно легко идентифицировать. Сочи- нение «Сильсиля ал-машаих ал-накшбандийа ал-муджаддидийа ал-халидийа тафдылан» представляет собой классический суфийский текст описывающий цепочку духовной преемственности автора, с кратким описанием выдаю- щихся качеств некоторых, наиболее видных духовных учителей Расулева. Текст сочинения — арабский. Последняя часть рукописи — разрешение на занятие суфийской деятельностью, данное Мулле Салихджану Хаджи сыну Мухам- маджан Хаджи. Язык сочинения — арабский. Иджаза датирована 1321 годом по Хиджре (что соответствует 1903 г. по Григорианскому календарю) и имеет оттиск личной печати Расулева с его именем. Примечательным является то, что в иджазе, помимо всего прочего, упоминается разрешение на занятие медицин- ской практикой, как «традиционной» так и «нетрадиционной» формы. Кроме этой маленькой черты, иджаза ничем особенным не выделяется. Возможно, сильсиля и иджаза составляют единое целое, поскольку зачастую вместе с иджазой ученику выдавалась и запись цепочки духовной преемственности: по сути, это самые важные два документа суфия, некое подобие «удостовере- ния личности». Первая часть рукописи — сочинение «Баб ал-муракабат» — вызывает больше вопросов. Эта часть рукописи выполнена на старо-татарском языке, т. е. на татарском с широким использованием арабских и персидских слов. Сочи- нение представляет собой оригинальное произведение автора, посвященное особенностям суфийской практики «муракаба» 1 , описывающее разные стадии на пути суфия к познанию Истины. По сути, этот отрывок посвящен классиче- ской для суфия теме, такого рода сочинения есть у Кушейри, имама ан-Навави. У Расулева есть другое сочинение схожего характера — «Макалят зайнийя», которое может служить руководством суфия, разъясняющим разные аспекты ежедневных молитвенных практик. Б. м. же разъясняет для суфия сущность одного из внутренних состояний, необходимых для развития внутреннего мира суфия. Особый интерес представляет название рукописи. Обычно, словом «баб» обозначали одну из глав произведения, что может свидетельствовать, в данном случае, о наличии неизвестного труда шейха Зайнуллы, где представленная руко- пись является всего лишь небольшой частью работы. Если бы такая работа существовала, она вместе с «Макалят зайнийа» могла бы составить комплексную основу знания, необходимого начинающему суфию. Учитывая продвинутость 1 Муракаба — самонаблюдение, самоконтроль. Контролирование суфием своих страстей и желаний и постоянное поминание о том, что за ним всегда наблюдает Бог. Осознание этого не позволит суфию не только совершить что-то греховное, но и нахо- дится в бездействии, не совершая благого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=