Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

344 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IX рассматривается проблема «святых мест», под которыми подразуме- ваются особо почитаемые места мусульман, находящиеся на территории Башкортостана. Сохранение и эволюция практики посещения мест захо- ронений «святых» ( аулия ) среди мусульманского населения Республики Башкортостан в современный период, актуализирует научный интерес к ее изучению в историческом ракурсе и в контексте вероисповедной политики государства. Информация о местах поклонения мусульман в отчетах уполномоченных обычно помещалась в раздел «Движение сектантов». Одной из задач кон- троля за «святыми местами» было не допустить «отход трудящихся в сектант- ские религиозные общины». На территории БАССР выделялось три основных места паломничества где были похоронены выдающиеся деятели ислама: захоронение Хусаин-бека в Чишминском районе и могила ишана Ягафара в д. Тимашево Давлекановского района, мавзолей Тура-хана ( зиарат «Батыра»). Если в дореволюционный период паломничество к зиарату Хусаин-бека прини- мало массовый характер, то в советские годы приток паломников значительно сократился, верующие мусульмане окрестных деревень посещали их группами не более 30 человек и в одиночку в дни больших мусульманских религиозных праздников. По сведениям, предоставляемым уполномоченному из ДУМЕС, духовными деятелями регулярно организовывались посещения верующими мест захоронений за пределами республики: могилы Зайнуллы ишана в г. Троицк, могилы других «святых» на территории Татарской АССР, Ульяновской области. Активизация борьбы со «святыми местами» приходится на конец 1950-х гг. Постановление Совета по делам религиозных культов СССР от 10 дека- бря 1958 года «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам» положило начало длительной работе уполномоченных по выявлению, разоблачению и прекращению паломничества к местам захо- ронения религиозных деятелей. Под вопросом ликвидации оказались гроб- ницы Хусаин-бека и Тура-хана. Включение их в книгу член-корреспондента Академии строительства и архитектуры Б. Калимуллина как архитектурных памятников Башкирии повлияло на отказ от этого решения со стороны госу- дарственных органов. Духовным управлением мусульман Европейской части России и Сибири было издано несколько фетв, направленным не только на прекращение паломничества к зиаратам , но и по отношению различного рода бытующих среди мусульманского населения суеверий. Развитию культа святых мест среди мусульман в советской Башкирии способствовали трудности, связанные с регистрацией общины, отсутствие молитвенных мест—мечетей, деятельность «бродячих мулл»—незарегистри- рованных служителей культа. Особенно высокой посещаемость святых мест была в условиях сельской местности, вне зарегистрированных мечетей и без

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=