Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 333 «История российского востоковедения: к 200-летию создания Азиатского музея» выпуске кратких отчетов о работе экспедиции и научно-популярных статьях П. К. Козлова (Краткие отчеты…, 1925; Козлов, 1926) 1 . Представление о най- денных вещах могли дать только некоторые опубликованные фотографии наиболее красивых предметов. Интерес к сделанному экспедицией открытию побудил немецких специа- листов из Общества Восточно-Азиатского искусства обратиться к правитель- ству СССР с запросом о возможном участии находок из Ноин-Улы в выставке китайского искусства. Проведение этой выставки было запланировано на январь–апрель 1929 года в здании Прусской Академии Художеств в Берлине. После согласования организационных вопросов между Государственной Ака- демией ИсторииМатериальной Культуры (ГАИМК) иМонгольской Комиссией Академии Наук СССР последовал положительный ответ на запрос из Герма- нии. К открытию выставки в Берлин прибыл Г. И. Боровка, участник раскопок в Монголии. В официальном докладе и в прессе он представил результаты развития востоковедения в СССР (Архив ИИМК, ф. 2, Д. 86, Yetts, 1929) 2 . Для участия в выставке было выбрано 100 наиболее интересных и хорошо сохранившихся находок. Шерстяные и шелковые ткани занимали основное место (более 70 предметов). На экспозиции демонстрировались предметы одежды (шаровары), детали обуви, шерстяные вышивки с изображением всадников и отдельные фрагменты вышивки с изображением мужских лиц. Разнообразие китайских шелков, найденных в захоронениях кочевников, нашло отражение в широком спектре представленных полихромных тканей, вышивок, газа. На выставке в Берлине экспонировалась знаменитая шелковая ткань с изображением гор, птиц, дерева и грибов (МР-1330). В литературе суще- ствует устойчивое представление о том, что она происходит из знаменитого «Верхнего» кургана (№ 6) (Руденко, 1962, Меньшикова, 2011, Елихина, 2011) 3 . Однако учетная документация коллекции и подпись на фотографии предмета, сделанной в Берлине, свидетельствуют о том, что эта ткань происходит из 1 Краткие отчеты экспедиций по исследованию Северной Монголии в связи с Мон- голо-Тибетской Экспедицией П. К. Козлова. Ленинград: АН СССР. 1925. 58 с.; Козлов П. К. Нойон-Ульские курганы // ВестникМаньчжурии (Manchuria Monitor). 1926. № 1–2. С 51–56. 2 Архив ИИК РАН. Об отправке предметов из коллекцииМонголо-Тибетской экспе- диции П. Козлова на выставку в Берлин. Переписка. 1928/9 г. Ф. 2. Д. 86. 1928–1929 год. 37 л.; Yetts W. P. Chinese art in Berlin // The Burlington Magazine for Connoisseurs 1929. Vol. 54. № 312. P. 128–139. 3 Руденко С. И . Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.; Л.: АН СССР. 1962. 206 c.; Меньшикова М. Л. Полихромная ткань из Ноин-Улы с композицией со скалами, деревом, грибами и птицами. Возможная интерпретация // Сообщения Государственного Эрмитажа. 2011. С. 30–35. Елихина Ю. И. Бактрийские ткани из коллекции Государ- ственного Эрмитажа // Древние культуры Евразии. СПб: Инфо-ол. 2010. С. 153–156.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=