Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 325 «История российского востоковедения: к 200-летию создания Азиатского музея» ния—Казанский университет, Санкт-Петербургский университет и Азиатский музей. Они сформировали и развили исследовательские и гуманистические традиции исследования арабо-мусульманского Востока. В первой половине ХIХ в. Казань и столица империи Санкт-Петербург продемонстрировали модель формирования университетского востоковеде- ния, где проявились общеевропейские и национальные тенденции и формы ориенталистикииориентализма.Основнымитогомучебно-педагогических, иссле- довательских и культурных трансформаций стало образование на базе восточных кафедр разряда восточной словесностиКазанского университета, педагогического института (1819) крупного центра востоковедения России и Европы — восточ- ного факультета Санкт-Петербургского университета (1854/55). Важную роль в этом движении сыграли, в первую очередь, достижения и проявившиеся про- блемы в деятельности разряда восточной словесности Казанского университета в 1807–1854 гг. и других закрытых перспективных университетских центров Российской империи (Институт восточных языков Ришельевского лицея вОдессе (1818–1854), Виленский университет (1803–1832). Кризис российской позитиви- стской университетской модели востоковедения первой половиныХIХ в. (разряд восточной словесности) был преодолен развитиемимперской (централизованной) и в то же время либеральной институциональной модели развития комплексной системы образования и науки о Востоке. В первой половине ХIХ в. отсутствие национальных ученых-востоковедов стало поводом приглашения в 1807 г. в Казанский университет Х. Д. Френа (1782–1851) и в 1818 г. учеников французского ориенталиста Сильвестра де Саси (1758–1838)—ЖанФрансуа (ИванФранцевич) Деманж (1789–1839) иФрансуа Бернар (Франц Францевич)Шармуа (1793–1868). Данный принцип ориентации на европейскуюмодель ориенталистики был усилен известной и преемственной традицией активного участия различных представителей восточных народов в университетах России ХIХ—начала ХХ вв. В 1819 г. третьим преподавателем арабо-мусульманских языков сталМирза Джафар Топчибашев (1790–1869). На протяженииХIХ в. в Казанском и Санкт-Петербургском университетах особенно выделяется другая европейская этнокультурная линия выпускников Виленского университета—О. М. Ковалевский (Казанский университет), О. И. Сенковский, А. О. Мухлинский, И. Б. Петрашевский (Петербургский университет). В докладе будут представлены материалы и выводы, посвященные срав- нительной оценке вклада немецких ученых, в т. ч. Г. З. (Готлиб Зигфрид Теофил) Байера (1694–1738), Г. Я. (Георг Якоб) Кера (1692–1740), Г. Ю. (Генрих Юлий) Клапрота (1783–1835), Х. Д. (Христиан Мартин) Френа (1782–1851), Ф. И. (Фридрих Франц) Эрдмана (1793–1863), И. Ф. Готвальда (1813–1897), В. В. (Фридрих Вильгельм) Радлова (1837–1918). Основное внимание уделяется направлениям поиска и систематизации опубликованных и архивных материалов, связанных с ролью немецких ученых

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=