Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 321 «История российского востоковедения: к 200-летию создания Азиатского музея» чение языков, истории, этнографии и культурного наследия народов Монголии, Калмыкии, Бурятии, Китая и Индии получили в казанском востоковедении систематический и интенсивный характер. В их учебной и научной деятель- ности наиболее заметны изучение и преподавание языков, сбор материалов по географии и страноведению, знакомство и текстологическое исследование рукописей и сочинений, контакты с живыми носителями языков, путеше- ствия в регионы и государства Центральной Азии, составление грамматик, словарей и хрестоматий. С закрытием разряда восточной словесности в университете научно-ис- следовательская и педагогическая традиция в области региональных отраслей востоковедения была прервана. Намеченное комплексное и систематическое изучение традиционных обществ и государств мусульманского Востока, Цен- тральной иЮжной Азии в Казанском университете фактически прекратилось. Востоковедение в Казани во второй половине XIX — первых двух деся- тилетиях XX вв. связаны с организацией и преподаванием восточных языков в Казанском университете, деятельностью востоковедных обществ — «Вос- точного общества» (1855 г.), «Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» (1878–1929 гг.) и новыми востоковедческими учебными заведениями и ассоциациями на этапе становления советского вос- токоведения в 1917–20-е гг. XX в. На этом этапе характерно желание возродить востоковедческую работу. В эти годы исключительную роль в возрождении востоковедения в университете и в целом в казанском гуманитарном центре сыграли И. Ф. Готвальд, М. Г. Махмудов, И. Н. Холмогоров, Х. Фаизханов, Н. И. Ильминский, В. В. Радлов, Ш. Марджани, Н. В. Крушевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, М. П. Веске, Н. Ф. Катанов, Н. И. Андерсон, Н. И. Ашмарин, К. Насыри, Н. В. Никольский, Я. Г. Калима, Г. С. Губайдуллин, С. Е. Малов и многие другие. Многонациональный характер казанской ориентали- стики — важная особенность научного и культурного центра России. С их именами связаны востоковедные исследования в Казани в конце XIX—первых десятилетиях XX в. и тесные научные контакты с российскими и зарубежными востоковедами. В 60-х — начале 70-х гг. XIX в. преподавание арабского, персидского и турецко-татарского языков в университете вели И. Н. Холмогоров и Н. И. Иль- минский. Практика преподавания восточных языков в университете только «для желающих» в 60-х гг. — первых десятилетиях XX в. не позволила полностью возродить уникальное комплексное историко-филологическое и источниковедческое наследие казанского университетского востоковедения. Преподаватель восточных языков профессор Н. Ф. Катанов в 90-х гг. X1X в. и до 1922 г. наиболее полно ощутил в своей педагогической деятельности отсутствие официального статуса востоковедения как предмета университет- ского преподавания и науки в Казани.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=