Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 319 «История российского востоковедения: к 200-летию создания Азиатского музея» круг восточных языков и определили статус основного востоковедного среднего учебного заведения в России в первой половине XIX в. В 30–50-е гг. XIX в. был сформирован основной преподавательский состав, который преподавал воспитанникам гимназии восточные языки: в апреле 1836 г. на должности преподавателей и практикантов восточных языков были утверждены — М. Казем-Бек (турецко-татарский язык), К. Фойгт (персид- ский язык), М. Первухин (арабский язык), А. Попов (монгольский язык), лама Г. Никитуев (практические занятия по монгольскому языку), Н. Сонин (практические занятия по персидскому языку), мулла М. Алиев (практические занятия по турецкому языку); в ноябре 1838 г. в программу гимназии был введен китайский язык и назначен преподавателем архимандрит Даниил; в 1842 г. Г. Гомбоев назначен преподавателем монгольского языка; в октябре 1842 г. введен армянский язык с преподавателем С. И. Назарьянцем; в январе-феврале 1843 г. М.-Г. Махмудов был назначен преподавателем восточной каллиграфии и до 1855 г. преподавал также турецко-татарский язык; в сентябре 1845 г. Абд. Казем-Бек определен сверхштатным лектором турецко-татарского языка; в 1848 г. на должности восточных языков были назначены — В. Михайлов (татарский язык), К. Попов (персидский язык), М. Навроцкий (арабский язык), Г. Гладышев (армянский язык); в декабре 1852 г. Ахмет бен Хусейн назначен надзирателем живого арабского языка; в 1853 г. прекратилось преподавание армянского языка, К. Голстунский стал исполнять должность учителя монголь- ского языка и утверждена «таблица распределения уроков по классам» с вос- точными языками — арабский, персидский, турецко-татарский, монгольский, китайский, маньчжурский и т. д. В Первой Казанской гимназии преподавали восточные языки студенты и кандидаты университета—Ян (Иван) Верниковский (арабский язык), Сергей Рушко (китайский язык), Иван Ладухин (китайский язык), Иван Иванов (пер- сидский язык) и др. В ходе официальных мероприятий к середине XIX в. разряд восточной словесности Казанского университета стал очагом университетского востокове- дения в России и Европе. В первой половине XIX в. формируется высшая вос- токоведческая школа в Казанском университете. Главной особенностью стало складывание системы отечественного университетского востоковедного образования и науки о Востоке в Казани и в целом важного ориентального центра России. В 1835–1837 гг. основные курсы восточных языков: арабский, турецко-та- тарский, персидский и монгольский — были объединены в разряд восточной словесности философского факультета Казанского университета. Формирование семи восточных кафедр, охватывающих крупнейшие ареалы Востока, явилось значительным научным и историко-культурным событием. История образования и деятельности востоковедных кафедр университета

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=