Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

318 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 VIII. Круглый стол преподавание ряда восточных языков. Она явилась учебно-педагогической базой становления и развития казанского университетского востоковеде- ния в первой половине XIX века. Изучение восточных языков в этой гимназии тесно связано с формированием системы регулярного преподавания азиатских языков в общеобразовательных светских и духовных школах Российской империи. В 70–90-е гг. XVIII в. преподавание татарского языка в Первой Казанской гимназии не отличалось от других общеобразовательных учебных заведений России, где изучали восточные языки. На протяжении первой поло- вины XIX века во многих российских гимназиях и училищах, за исключением Первой Казанской гимназии, положение с преподаванием восточных языков радикально не изменилось. В истории преподавания восточных языков в Первой Казанской гимназии и его развитии выделяются следующие значимые периоды и рубежи — до 1836 г.; 40-е гг. XIX в. и 1854–1855 гг., когда Министерством народного про- свещения были приняты официальные меры по закрытию восточного отделе- ния Первой Казанской гимназии и разряда восточной словесности Казанского университета. В 20-х гг. — первой половине 30-х гг. XIX в. в Первой Казанской гим- назии формируется система преподавания азиатских языков — арабского, персидского, татарского, монгольского с целью подготовки переводчиков и учителей для государственных нужд империи. Именной указ императора от 2 января 1836 г. «с приложением положения и штата о преподавании в Первой Казанской гимназии восточных языков» способствовал сохранению и развитию системы обучения восточным языкам. В 30–50-х гг. XIX в. был сформирован основной преподавательский состав по изучению воспитанниками гимназии восточных языков. В 20-х гг. — первой половине 30-х гг. XIX в. в Первой Казанской гимназии идет формирование системы преподавания азиатских языков — в 1822 г. было впервые официально введено изучение арабского и персидского языков с пре- подавателем Ф. И. Эрдманом; в 1826 г. на должность преподавателя мусуль- манских языков был назначен Мирза Казем-Бек; в 1827 г. и 1833 г. И. Верни- ковский назначался преподавателем арабского языка; в 1828 г. А. Онисифоров стал преподавателем татарского языка; в 1833 г. К. Фойгт и А. Попов были утверждены преподавателями персидского и монгольского языков; в 1835 г. Мирза Казем-Бек стал преподавать турецко-татарский язык; в июне 1835 г. по докладу министра народного просвещения С. С. Уварова утвержден указ Николая I о введении преподавания в программу гимназии г. Казани арабского, персидского, татарского, монгольского языков с целью подготовки переводчи- ков для ведомств империи и т. д. 1 Эти официальные мероприятия расширили 1 Куликова А. М.  Востоковедение в российских законодательных актах (конец ХVII в. — 1917 г.). СПб, 1993. С. 347–348.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=