Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

316 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 VIII. Круглый стол задачи социокультурного освоения Востока России, европейское ориентальное образование и наука и, в особенности, самобытные национальные научные школы и культуры восточных народов России. В первой половине XIX в. «восточная словесность и древность» олицетво- ряли понятие востоковедения в России. В последней четверти XIX в. ведущими учеными-ориенталистами была сформулирована основная задача отечествен- ного востоковедения —передавать студентам и обобщать «все знания относи- тельно Востока, добываемые наукой, а не одни только языки его» 1 . В начале XX в. востоковедение в России представляло особую систему знаний об истории и культуре народов Востока. Стержнем сформировавше- гося классического востоковедения в России в начале XX в. стали восточное языкознание и исследования памятников традиционной восточной пись- менности и материальной культуры. Знание и использование классических и живых восточных языков, письменных текстов или памятников материальной культуры народов Востока — ключевые черты российского университетского и академического востоковедения. В XIX–XX вв. академическое и универси- тетское направления отечественного востоковедения характеризуются взаимо- действием с государством и обществом, обновлением тематики и изменением пропорций научных дисциплин, появлением новых форм организации иссле- дований и объединения ученых-востоковедов, международными научными и культурными контактами с Азией и Европой. В истории востоковедения в России в XIX–XX вв. прослеживаются научные школы, имеющие определенное географическое положение —петербургская, московская, казанская школы и др. В этих востоковедческих центрах заметны традиции и новации в систематизации преподавания восточных предметов и организации знания о народах и территориях Азии. Востоковедение, как сформировавшееся специальное гуманитарное образование и наука, структу- рировалось с образованием восточных кафедр, с появлением соответствующих программ и учебных пособий. Природа востоковедческого знания и науки о Востоке в XIX — начале XX вв. характеризуется возрастающей специали- зацией отдельных филологических и исторических дисциплин и усилением процесса дифференциации. Заметно возрастание взаимозависимости различ- ных отраслей и дисциплин востоковедения. В современной ориенталистике получили развитие специальные вспомогательные дисциплины — нумизма- тика, источниковедение, палеография, эпиграфика, археография, сфрагистика, геральдика и т. д. Востоковедческое образование и наука о Востоке приобрели системный, комплексный и интегрированный характер. В XIX — начале XX вв. петербургский, московский, казанский и другие центры востоковедения оказали решающее влияние на развитие отечествен- 1 Бартольд В. В . Обзор деятельности факультета восточных языков // Сочинения. Т. IХ. Работы по истории востоковедения. М., 1977. С. 176.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=