Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 279 Языки стран Азии и Африки мониторинг учебных планов и учебно-методических материалов, использую- щихся в различных вузах Российской Федерации, продемонстрировал острую необходимость их модернизации с точки зрения качественно-количественного усиления роли арабского языка в указанных программах как в светских, так и духовных образовательных организациях. С целью определения ключевых тенденций в преподавании дисциплины «Арабский язык» в мировой практике был проведен анализ образовательных программ ряда вузов Российской Федерации, а также мы обратились к опыту School of Oriental and African Studies (SOAS, Великобритания), Stanford Uni- versity (США), International Islamic University Malaysia (Малайзия). В ходе исследования был сделан акцент на изучении следующих вопросов: • трудоемкость дисциплины «арабский язык» (количество часов, выделяе- мых на данную дисциплину в сопоставлении с другими дисциплинами); • содержание программ по арабскому языку (соотношение различных языковых аспектов, место классического языка, диалектов); • используемые учебно-методические материалы; • квалификация преподавательского состава; • роль ИКТ в преподавании арабского языка. Результаты исследования позволили прийти к следующим выводам. Сегодня в мировой практике преобладает тенденция преподавания араб- ского языка в отрыве от основной специализации обучающегося. Несмо- тря на то, что глубокое знание арабского языка, понимание его структуры, грамматической «матрицы» является ключевой составляющей подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, зачастую мы наблюдаем акцент на развитии коммуникативных навыков. Известно, что так называемый «grammar-based approach» 1 рассматривается зачастую в качестве устаревшего, уступая место разговорным аспектам. Данный подход кажется оправданным только в том случае, если речь идет об изу- чении языка с целью обеспечения лингвистических компетенций наряду с основными профессиональными. Однако при подготовке исламоведов именно глубинное изучение языка, включая классические аспекты, должно быть приоритетным. При анализе трудоемкости дисциплины «Арабский язык», наибольший показатель среди упомянутых вузов отмечен в СПбГУ (более 40% трудоем- кости учебных планов в сопоставлении с 20% — в программах большинства других вузов). Мониторинг учебно-методических материалов, использующихся в миро- вой практике, продемонстрировал закономерность — в большинстве 1 Nielsen H. L . Second Language Teaching, in: Encyclopedia of Arabic Language and Linguistics, Managing Editors Online Edition: Lutz Edzard, Rudolf de Jong. Consulted online on 20 June 2016. First published online: 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=