Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 267 натиск тирании иного типа — торжества хаоса, нарастающей энтропии социума. В обоих романах главные действующие лица — представители интел- лигенции (врачи, инженеры, журналисты). В обоих присутствуют персо- нажи — набожные люди, религиозной жизни которых отведено немало романного пространства. В обоих место действия - Багдад и оно не выходит за рамки города, кроме упоминаний, что герои выехали из столицы из сооб- ражений безопасности. Оба романа роднит сосредоточенность на внутренней ситуации в стране и ее отражении на жизни героев, преломлении через эту жизнь философской, нравственной и социально-исторической проблематики. В обоих показано, что угроза их существованию не эфемерна: рассказыва- ется о реально случившихся взрывах, унесших жизни одних и покалечивших судьбы других. В романах не найти описаний пейзажа, портретных характери- стик, душевных переживаний персонажей (помимо главной, господствующей эмоции — страха). Внимание сконцентрировано по сути на повседневной жизни в сегодняшнем дне, так как завтрашнего попросту может не быть по той причине, что взрывы заминированных автомашин и вооруженные столкновения противоборствующих группировок — это депрессивное повседневье иракской столицы. Данное обстоятельство особенно явственно в «Франкенштейне»: своеобразной экспансией «анатомирования» действий и поступков героев в обстановке ежесекундной вероятностной угрозы жизни автор утверждает ценность каждого проживаемого момента, пребывания среди живых, не стремясь однако его последовательно психологически освоить, исчерпать. Оба романа — открытая инвектива антинациональному курсу вла- стей и хозяйничанью американцев в Ираке, которые своей пагубной политикой «закачивания» демократии в другие государства запускают процессы распада в этих странах. По словам А. Вознесенского, «Все прогрессивное реакционно, если рушится человек». Но есть и различия. «О Мария» — в значительной степени роман-воспо- минание. В нем гораздо более узкая персонажная система (да и по объему он уступает: 150 стр. против 350 в «Франкенштейне»), больше внимания уде- ляется диспутам персонажей по богословским вопросам. Но главное, этот роман — рвущийся наружу крик о помощи христианскому населению Ирака, вытесняемому с исторической родины. Важное различие и в том, что, по мысли С. Антуна, гонимым христианам Востока, кроме как на высшие силы (назва- ние романа и эпиграф/ строка из Евангелия/ аллюзионны) уповать не на кого. А. Саадави дает людям в помощники существо, которое, будучи составлено из кусков тел погибших при взрывах или от пуль людей, вызвано к жизни программой мести тем, по чьей вине эти люди погибли. Однако возникает неразрешимое противоречие: жертва (погибший) получает «сатисфакцию», но забирает свою часть «отмщенной» плоти у нашего «Франкенштейна», и тот Литература стран Азии и Африки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=