Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

264 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 лирики, — в первую очередь, присущий ей формульный характер. Фоль- клорная формула как своеобразное средство кодирования в традиционных образах и мотивах неизъяснимых душевных состояний бхакта, сделалась основным выразительным средством, формирующим стиль не только народ- ных лирических песенных текстов, но и авторских сочинений ранних поэтов кришнаитского бхакти. Наиболее отчетливо проявление этой традиции можно видеть в творчестве Миры Баи (вторая половина XVI в.), раджпутской княжны, поэтессы и под- вижницы бхакти, поэзия которой тесно смыкается с устной народной песен- но-поэтической культурой и почти неотделима от нее. Стихотворения Миры созданы для песенного исполнения и среди них преобладают лирические песни-исповеди о душевных радостях и страданиях самозабвенно любящей Кришну бхактини. «Парадигма» такой лирической исповеди поэтессы скла- дывается по большей части из формул, из которых и выстраивается образ эмоции. Формулы представляют собой словосочетания или, чаще, высказы- вания («гляжу на твой путь», «сон [ко мне] не идет», «ничто мне не мило» и т. п.), преимущественно заимствованные поэтессой из фольклора. Эти фор- мулы с разной частотностью повторяются в стихах, и формы их словесного выражения широко варьируют, что также весьма характерно для фольклорной песенной культуры. Тем не менее авторские произведения Миры Баи определенно выделя- ются из «массы» фольклорных лирических песнопений за счет их особой стилистики и композиции. В песенных текстах поэтессы очевидно осознанное применение ряда стилистических и композиционных приемов. При этом автор выстраивает стилистические фигуры преимущественно из формул , таким образом наделяя описание эмоциональных проявлений особой экспрессией, отражая повышенную степень интенсивности эмоции и создавая эффект ее нагнетания. Основные стилистические приемы, применяемые автором, — это различ- ного рода повторы и несколько разновидностей словесно-образного и ком- позиционного параллелизма: собственно параллелизм, противопоставление, градация. Встречается также несколько примеров хиазма, однако нельзя с уве- ренностью сказать, что автор осознавал этот прием как стилистический. Инверсия также не всегда является стилистической фигурой, но нередко применяется для усиления экспрессивной окраски в сочетании с такими при- емами, как параллелизм и градация. Именно благодаря использованию такого рода стилистических средств поэтесса-бхактини создает поразительный образ чувства , своей эмоциональной жертвы возлюбленному божеству. И, возможно, именно эта стилистическая окрашенность стихов Миры Баи делает ее на первый взгляд безыскусные и простые песенные тексты выдающимся явлением в поэтической культуре Северной Индии. Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=