Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

262 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 возлюбленной совершает путешествие длиной в сто лет через пространство и время, ожидая возможности встретиться с ней вновь, как она обещала перед смертью, — и через сто лет девушка возрождается в образе белой лилии, традиционного символа вечной и чистой любви. Пятый сон также о любви: смерть приходит к герою в виде воинственного генерала, а любовь — в виде прекрасной всадницы, конь которой навечно впечатывает в скалу следы от копыт, символизируя тем самым любовь, которую не в силах уничтожить время. Главного героя посещает идея, что история как конкретные отрезки времени, прошлое и будущее, есть творение зла. Образы второго сна навеяны опытом пребывания Нацумэ в дзен-буддий- ском монастыре в Камакура, где в юности он пытался усмирить зов плоти аскетизмом. Герой осознает, что даже буддийские практики не помогают распаленному разуму достичь просветления. Третий сон содержит аллюзию на поэму «Лесной царь» И. Гете. Дитя, которого главный герой несет на спине, говорит: «Сегодня ровно сто лет с того дня, как ты убил меня», подразумевая, что поступки человека могут находить отражение в судьбе последующих поколений. В конце новеллы ребенок из сна превращается в статую бодхисаттвы Дзидзо — покровителя детей, символи- зируя будущее, на которое оказывают решающее влияние поступки главного героя в отношении собственных детей. Четвертый сон показывает разочарование ребенка, которого обманывает фокусник. Змея, с участием которой проводится фокус, символизирует перво- родный грех в его библейском понимании. Шестой сон представляет собой притчу о великом скульпторе XIII века, чье искусство перешагнуло границы времени. Притча имеет синтоистские корни. Корабль в  седьмом сне символизирует жизнь; куда он плывет (буду- щее) неизвестно, и это пугает главного героя настолько, что он решает спрыгнуть с палубы, совершив самоубийство. Другие пассажиры, которых он встречает на корабле и на которых надеется, являются метафорой богов, к которым безрезультатно обращаются с мольбой о помощи в надежде, что во всем происходящем есть смысл. Парикмахерская в  восьмом сне также является метафорой жизни, в которой главный герой чувствует себя поте- рянным и беспомощным. Девятый сон —легенда о любящей жене, которая сто раз вознесла молитвы синтоистским богам о муже, ушедшем на войну, — но ее молитвы остались без ответа, и муж пал на поле битвы. Десятый сон представляет собой аллюзию на ряд японских сказок и древ- них буддийских легенд сэцува: это притча о красивом юноше, который все свое время отдавал разглядыванию женщин, отказываясь работать; воздаяние настигло его в виде атаки множества свиней, от которых он отбивался в тече- ние семи дней, и в конце концов сорвался в пропасть. Жизнь представлена Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=