Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 259 В современной литературе определяется 4 типичных ситуаций сравнитель- ного анализа: сравнение явлений в одном пространстве и времени (1), в одной и той же среде, очень схожих ситуациях, но в разное время (2), в одно время, но существующих в разных средах и пространствах(3), сравнение явлений разных сред, пространств и времен 1 . На примере научных взглядов ученых одного пространства и времени мы ограничимся анализом сравнений на одну и ту же проблему: проблему Ренес- санса и творчества Алишера Навои — великого мыслителя Востока 2 . В. М. Жирмунский (1891–1971) и Н. И. Конрад (1891–1970), известные «титаны» российской науки, чьи труды объективно способствовали росту к изучению истории и литературы народов Востока, а также развитию компа- ративистических методов исследования. Взаимосвязи и взаимодействия наци- ональных литератур занимали значительное место в интересах ученых. По своим методологическим взглядам В. М. Жирмунский несомненно, близок Н. И. Конраду, но по отношению анализа вышестоящей проблемы их мнения различаются. В некоторых случаях встречаются столкновение парадигм. Широта взглядов В. М. Жирмунского при анализе позволила выявить вывод о том, что грандиозная фигура Алишера Навои не изолирована в мировой литературе. Творчество великого основоположника узбекской литературы непосредственно перекликается с передовыми идеями его западных едино- мышленников — поэтов и мыслителей эпохи Ренессанса . Н. И. Конрад будучи сторонником комплексного востоковедения считает, что Навои принадлежит огромному, разнообразному миру, это поэт, у кото- рого героями может быть кто угодно по происхождению: Фархад — китаец, Шапур — перс, Ширин — армянка, Кайс — араб. Ученый отмечает: «Мне хотелось, чтобы Навои не только чтили, не только изучали, но и просто читали. Читали как поэта нужного нам сейчас, в нашей теперешней жизни. Скажем великое спасибо узбекскому народу, принесшему нам в дар такого поэта» 3 . Вопрос восточного и западного Ренессанса весьма распространенный и имеет множество точек зрений. Вышестоящие выводы В. М. Жирмунского утверждают некую зависимость Востока от Запада. Н. И. Конрад поддерживает идею Восточного Ренессанса и более склонен к духовному наследию Навои. В. В. Бартольд считает, что на Востоке заимствование касалось только науки, но не культуры в целом, так как имелись собственные традиции широкой 1 Кокорин А. А. Сравнительный анализ: Теория, методология, методика. М., 2009. С. 31–32. 2 Жирмунский В. М . Алишер Навои и проблема Ренесанса в литературах Востока // Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1979. С. 174–185; Конрад Н. И . Сред- невосточное возрождение и Алишер Навои // Литература и театр. М.: Наука, 1978. С. 90–104. 3 Конрад Н. И. Средневосточное возрождение и Алишер Навои. С. 104. Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=