Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

246 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 осознанной стратегии писателя. Автоинтертекстуальность его романов создает единое семантическое поле, что позволяет рассматривать творчество Орхана Памука как структуру, построенную по принципу приращения смыслов. Учитывая колоссальный объем фактического материала, обозначенная про- блема будет рассматриваться экземплярно, на наиболее показательных образцах автоинтертекста. Циклообразующим началом для ряда произведений Орхана Памука служит суфийская мифопоэтика. Необходимо отметить, что в каждом из романов суфийский сюжетно-образный материал находит свою оригинальную худо- жественную реализацию. Так, сюжет об убийстве Шемса из Тебриза, друга известного поэта-суфия Мевляны Джеляледдина Мухаммеда Руми, обыгры- вается и в «Черной книге», одна из вставных глав которой называется «Кто убил Шемса Тебризи?», и в романе «Меня зовут Красный», который начина- ется с монолога от лица трупа в колодце. Автоинтертекстуальность в романистике Орхана Памука активно прояв- ляется на уровне персонажей. Нередко главные герои одного романа стано- вятся второстепенными героями следующего, как в случае с персонажами «Дома тишины», Фаруком Дарвыноглу, от имени которого написано «пре- дисловие» к «Белой крепости», и Нильгюн Дарвыноглу, которой посвящена книга. Эпиграф романа «Мои странные мысли» — псевдоцитата из записок журналиста Джеляля Салика, героя «Черной книги». Его имя неоднократно возникает на страницах «Моих странных мыслей» в различных контекстах. В художественном пространстве текстов Орхана Памука «кочуют» не только герои, но и сюжетные структуры. Так, эпизоды одних романов упоми- наются в диалогах между персонажами других. Например, сцена о затонувшем вместе с гангстером «Кадиллаке», описанная во второй главе «Черной книги» под названием «Когда отступили воды Босфора», обсуждается в романе «Снег». Очевидны сюжетные и мотивные параллели «Черной книги» и «Моих стран- ных мыслей», «Снега» и «Музея невинности»: поиск возлюбленной, скитания по Стамбулу, миражи любимых женщин, неотступно преследующие героев. Кроме того, заглавия одних романов Орхана Памука присутствуют в текстах других. Так, в «Снеге» фигурирует «Новая жизнь» в качестве названия конди- терской, где встречаются герои, и обсуждается в то время еще не написанный «Музей невинности». Орхан Памук интригует читателя намеками на свой следующий роман, который впоследствии увидит свет в 2008 г. Итак, автоинтертекстуальные репрезентанты обнаруживаются на идей- но-тематическом, сюжетно-образном, персонажном, мотивном уровнях произведений Орхана Памука. Автоинтертекстуальность создает эффект рас- ширения художественного мира произведения и выносит его героев «за пре- делы» одного романа, актуализирует связи между художественными текстами и акцентирует разветвленные тематические проекции текстов друг на друга. Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=