Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
240 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 жанровых форм, появление литературного канона сказываются на семантике и функции, стилистической тональности и композиционной структуре гимнов, во множестве встречающихся в такого рода текстах. «Память жанра» (М. М. Бахтин) о мифо-ритуальной первооснове гимна объясняет сопряженность его с ситуацией теофании и мотивом избрания дара. Риши, некое божество или царь (обычные персонажи рассматриваемых текстов) обращаются к верховному божеству с гимном-восхвалением. Адре- сат гимна — в тексте непременно подчеркивается, что он доволен сказан- ным—являет свой лик восхваляющему и предлагает ему выбрать дар. Вся ситу- ация маркируется лексически: во всех текстах непременно употребляются одни и те же глаголы со значением «прославлять», «быть довольным», «показывать», «являть себя», «выбирать». Для гимна обязательно включение формулы со значением «поклон тебе», «кланяюсь». Предложенный дар оказывается судьбо- носным для одариваемого и, что немаловажно, для развития сюжетной линии повествования в целом. Хотя такая ситуация воспроизводит на новом уровне ригведийский обмен дарами, адресатом всего текста, в который включен гимн, является, не божество, а аудитория или читатели. Именно изменение адре- сата порождает новую функциональную нагрузку жанра — дидактическую. В результате гимны нередко представляют собой пространные рассуждения на религиозно-философские темы и только наличие в тексте характерных формул позволяют определить их жанровую принадлежность. Смена религиозных идей (монотеистические тенденции, стремление к духовному преображению, приобщению к божественному бытию, сотериоло- гические концепции) приводит в существенной трансформации не только харак- тера апеллятивной части гимна, но и подчас его структуры в целом. Стилистика текста в таком случае приобретает черты молитвенного обращения к божеству. В целом можно утверждать, что для рассматриваемых текстов любая ком- муникация персонажа с божеством требует включения гимна, пусть таковой, по сути дела, является либо витиевато-возвышенной просьбой, либо рас- суждениями о природе божественного. Гимны в формализованной ситуации общения с божеством, становятся характерным признаком стилистики больших жанровых форм религиозной поэзии, частью своеобразного кода, понятного читателям/слушателям таких текстов и ожидаемого ими. Мелконян Р. О.; Погосян Н. А. (Ф-т Востоковедения, ЕГУ, Ереван) Турецкая литература Германии конца ХХ — начала ХХI веков: основные тенденции развития Турецкая литература Германии, начавшая свое становление параллельно с созданием турецкой общины еще в 1960-е годы, является индикатором Секция VI
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=