Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 237 нять низкоквалифицированную работу. Также автор продолжает писать поэзию и публикует ее сначала в египетской газете « al-Shabab » , а затем в журнале « al-Funun » 1 . С точки зрения восприятия и описания Европыинтерес представляет его работа: « Mudhakkirat fi ‘l-manfa » («Воспоминания об изгнании»). Луис ‘Аввад — египетский филолог, писатель и мыслитель XX в. (1915– 1990). В книге «Воспоминания студента заграницей» он описывает годы своей учебы в университете Кембридж в Великобритании. В предисловии к своим воспоминаниям автор осознанно включает свое про- изведение в ряд произведений жанра рихла , сравнивает с лучшими образцами («Описанием Парижа» шейха ат-Тахтави, с «Книгой о жизни и приключениях Фарйака» Ахмада Фариса аш-Шидьяка). Но ‘Аввад делает важную оговорку: повествование в его мемуарах ведется не на литературном арабском языке, а на египетском диалекте, что ставит его в один ряд с Байрамом ат-Туниси. Таким образом, они подчеркивают свою египетскую идентичность, выделяются среди арабов из других стран. Продолжая традицию в написании произведений жанра рихла , герой и автор произведения начинает повествование с описания отъезда из страны, а точнее бюрократические проблемы, в связи с которыми ему было сложно получить стипендию и уехать. Уже на данном этапе автор отсылает нас к истории Египта и перечисляет факторы, повлиявшие на рост бюрократии в образовательной среде. Мы видим, что с одной стороны, молодой египтянин хочет, как можно дольше жить в Англии, поэтому делает запрос на получение и магистерской, и докторской степени. С другой стороны, родился ‘Аввад в 1915 г., то есть во время протектората Великобритании над Египтом, поэтому отношения к англи- чанам как к колонизаторам все равно остается в подсознании автора. В этой связи интересно проследить осмысление истории его родины во время пре- бывания в Англии. По прибытию в Кембридж ‘Аввада поселили жить с семьей Мерсер. Глава семьи служил в Египте во время демонстраций 1919 г. Во время службы он поте- рял зрение. В этот момент и начинаются внутренние противоречия египтянина. С одной стороны, ему жалко англичанина, с другой стороны, он не может себе представить жизнь в доме человека, который убивал его соотечественников. В начале 1940 г. ‘Аввад покинул университет, так и не закончив диссертацию по причинам, которые нам до сих пор неизвестны. Одно из предположений заключается в том, что в связи с началом Второй мировой войны была урезана стипендия. Но в своих «воспоминаниях» ‘Аввад пишет только о том, что это было его личным решением 2 . 1 Booth M. Bayram at-Tunisi’s Egypt: Social Criticism and Narrative Strategies. Exeter, 1990. 2 ‘ Awa ḍ Louis. Mudhakkarāt Talib Bi'thah. Al-kitāb adh-dhahabi. 1965. Литература стран Азии и Африки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=