Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 229 специфики» и воспитанию чувства национальной гордости. В художественной и публицистической литературе это выразилось в поиске, анализе, критике и предложениях по преобразованию китайского национального характера. Так, в 1980-е гг. выделяется новое литературное направление, называемое «Большая культурная эссеистика», у истоков которого стоит культуролог и театральный критикЮй Цююй ( 余秋雨 ). Его творчество уникально тем, что в нем «гармонично сосуществуют выражение желаний и стремлений индиви- дуума и выражение высоких идей, осознание себя/своей индивидуальности и восхваление духа национальной культуры» 1 . Н. А. Плясенко доказывает, что большое влияние на развитие современной китайской эссеистики оказали идеи западной культуры 2 . Н. К. Хузиятова отмечает, что «произведения, написанные в жанре эссе, стали не только формой рефлексии объективной реальности, но и способом конструирования национальной и культурной идентичности» 3 . Современная эссеистика чрезвычайно разнообразна, представлена авторами разных поколений и стилей: Ба Цзинь, Ян Ли, Цянь Чжуншу, Ван Сяобо, Цзя Пинва, Ван Аньи, Ван Мэн, Лу Вэньфу, Ма Лихуа и др. 4 . Ли Цзинцзэ пишет, что «литература, про которую забыли в спорах о ее судьбе, продолжает свой рост, а писатели ищут пути переосмысления и отра- жения самосознания китайцев» 5 . В статье с говорящим названием « Китай- ская культура на пути возрождения» он развивает тему необходимости возрождения национального величия, которое началось в начале XXI века и обусловлено экономическими успехами КНР 6 . Устройство китайского государства за последнее столетие прошло путь от монархии до республики, а вслед за этим претерпевало изменения и обществен- ное устройство, и национальное самосознание. Кроме того, как отмечает Юй Хуа в книге эссе «Десять слов о Китае» (2010) «у китайцев моего поколения [ Юй Хуа 余华 1967 г. р. — прим. А. Б. ] уникальный опыт: за сорок лет мы, не поки- дая своей страны, оказались в другом государстве» 7 . 1970-е гг. проходили под знаком «культурной революции», затем последовали события Тяньаньмэньского 1 Плясенко Н. А. Влияние западной литературы на современную китайскую эссеистику // Вестн. Московского гос. лингвист. ун-та. 2015. № 3 (714). С. 180. 2 Там же. С. 180. 3 Хузиятова Н. К., Плясенко Н. А . Современная китайская эссеистика как поиск идентичности и «русский» Харбин Чжан Канкан // Проблемы литератур Дальнего Востока. VI Межд. научн. конф.: сб. мат. СПб., 2014. С. 388. 4 王开志 . 新时期散文热寻根 / 王开志 // 乐山师范学院学报 . 2001. 第五期.页 60. 5 Li Jingze. Speechless Literature [Electronic resource]. Mode of access: http://english. caixin.com/2010–01–10/100107027.html. Date of access: 13.02.2015. 6 Ли Цзинцзэ. Китайская культура на пути возрождения; пер. И. Чудновой. [Элек- тронный ресурс]. Режим доступа: http://samlib.ru/e/eudnowa_ irina_wiktorowna/lijingze. shtml. Дата обращения: 12.09.2014. 7 Юй Хуа. Десять слов про Китай; пер. с кит. Р. Шапиро, М.: Астрель, 2013. С. 75. Литература стран Азии и Африки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=