Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 227 В бенгальской литературе подобные поэмы получили название «поэм о любви» (проной-каббо). Авторство «Сказания о царице Ратне» принадлежит, однако, не безвременно умершему Д. Каджи, а другому придворному поэту, музыканту и воину Саеду Алаолу (1607–1775), завершившему труд своего предшественника почти через 30 лет после его кончины. «Сказание» составляет почти половину всей поэмы. Оно искусно подсо- единено в виде вставного эпизода к основному сочинению и представляет собою вполне самостоятельное произведение о праведной царице Ратне, ее сыне, благородном Анандавармане, и мужеством добытой им красавице Маданманджари. Сказание, очевидно, является одним из вариантов того же бродячего сюжета, что и «Сказка о царе Салтане». На это указывает ряд его ключевых эпизодов, таких как: выдворение царицы с сыном (во чреве) за пределы царства на ладье, рождение и воспитание сына в чужом царстве, спасение им девицы и восста- новление в правах наследования на родине. Это сказание, как и сказка в стихах А. С. Пушкина, представляет собой переплетение множества различных мотивов, и относить его к определенному виду или классу вряд ли целесообразно. В разработке сюжета, его структуре и деталях «Сказание о Ратне» в силу специфики культурного пространства и исторического времени обладает рядом особенностей. Наиболее ярко они проступают в таком устойчивом для сказа- ния/сказки элементе сюжета, как акт чуда. В роли исполнителей и инициаторов чудесных деяний выступают птицы, насекомые, фантастические существа, различные предметы, обычно не назы- ваемые конкретно божества, а также их «доверенные лица» среди людей. По частотности проявления чудес их можно подразделить на однократные и многократные; по масштабности―на эпизодические и развернутые в некую картину; по степени фантастичности ― на невозможные, но принципиально допустимые в реальной жизни, на невозможные с точки зрения здравого смысла, но искусственно возможные, и на абсолютно невозможные (галлюцинаторные). Акт чуда является важнейшим моментом не только сюжетосложения, но и композиции «Сказания». Каждая из пяти его частей имеет «свое» чудо или целый набор чудесных явлений, с помощью которых критическая ситу- ация в данной части разрешается. По мере развития сюжета «набирает дина- мику» и сам элемент чудесного. Из однократного деяния оно постепенно развертывается в целые картины; сфера действия чуда последовательно расши- ряется, охватывая все «три мира»: земной, подземный/подводный и воздушный. Роль чуда в композиционной структуре, его многочисленные функции в художественной действительности «Сказания» выводят элемент чудесного на принципиально иной, смыслообразующий уровень, более высокий, нежели Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=