Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
222 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 С. Т. Нирала и М. Варма, стремились преодолеть средневековый канон и выра- ботать собственную стилистику и образно-символическую систему. В традиции индийской поэзии стиль поэтического творчества зачастую определяет ее содержание. С помощью различных стилистических средств традиционное, стандартное содержание может быть проинтерпретировано нестандартно. Анализ стихотворений Ниралы дает возможность проследить, как интерпретируются традиционные поэтические образы в новой поэзии и как преобразуется поэтический стиль. Одной из особенностей авторского стиля Ниралы является обилие санс- критизмов и сложных слов и возникающий вследствие этого двойной смысл. С помощью ряда отождествлений в стихотворении «Пусть встретится смею- щийся Господь в конце» автор демонстрирует сложность и противоречивость жизненного пути: для описания пути Нирала использует сложные слова, благодаря чему в одной словоформе сочетаются два противоположных поня- тия или определения. Подобный стилистический прием помогает поэту описать многообразие пути минимальными средствами. Также для творчества Ниралы характерна новая интерпретация традици- онных образов. Например, в рассматриваемом стихотворении говорится, что «облака покинули небосклон жизни». В традиционной поэзии облака ассоции- руются с сезоном дождей, который неизменно связан с острым переживанием любовного чувства: в это время разлученные влюбленные сильно тоскуют друг по другу и стремятся к встрече. В стихотворении исчезновение облаков может символизировать затухание чувства жизни и потерю любви. Однако далее поэт говорит о рассвете любви, то есть вслед за «темой» облаков и ассоциацией с сезоном дождей возникает традиционная тема любви, таким образом, новое, нетрадиционное прочтение образа сливается с классическим. Кроме того, в произведениях Ниралы встречаются противопоставле- ния и параллелизмы на разных уровнях. В стихотворении «Пусть встре- тится смеющийся Господь в конце», к примеру, противопоставлены друг другу три временных плана: настоящее, прошлое и будущее. Также противопо- ставлены друг другу и два главных образа стихотворения – «путь в будущее» и «бесконечный поток». Будущее воспринимается как нечто неопределенное из-за употребленных форм конъюнктива, а также из-за образа потока, который в первую очередь ассоциируется с рекой. Река играет роль посредника, помогает переправиться в иной мир. Поток и путь противопоставляются друг другу так же, как и настоящее противопоставляется прошлому, и, как и нынешнее состо- яние и видение мира героем противопоставляется его состоянию и видению мира в прошлом. Автор заостряет внимание на том, что дальнейший путь лири- ческого героя не связан с материальным миром, благодаря чему появляется еще одно противопоставление: мир нематериальный, мир будущего, противостоит миру материальному, относящемуся к прошлому. Таким образом, глагольные Секция VI
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=