Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

188 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IV «постоянные школьные сношения детей, воспринимающих быстро общее направление русской государственной жизни способствует к уменьшению мусульманского фанатизма и противодействует сепаративному началу киргиз- ского населения» 1 . Священник Георгиевской церкви г. Тургая Алексей Килячков писал в своем дневнике: «…было время, когда киргизы боялись отдавать детей в школу, думая, что их заставят потом принять русскую веру. Но, теперь сами убедились, что русские насильно не крестят…» 2 . Интерес вызывают записимиссионера Больше-Нарымского стана Киргизской миссии Стефана Борисова за 1892 год о постройках культовых сооружений, о количестве мусульманских школ и мулл, о паломничестве мусульман, ведении метрических книг раскольников, а также «о вредной деятельности сектантов» 3 . Особую ценность представляет информация о проблемах христианизации каза- хов и перехода новообращенных обратно из православия в ислам. В этой связи следует отметить записи священника Николая Сейфуллина об отводе земельных участков казахам, принявшим православную веру, и «о мерах по возврату отпав- ших в лоно православия» 4 . Этот материал позволяет выявить методы христи- анизации казахов и отношение православных священнослужителей к исламу. Документы личного происхождения включают материалы личных фондов и опубликованные мемуары. В Северо-Казахстанском областном архиве был рассмотрен личный фонд М. И. Бенюха, представляющий собой весьма обшир- ный материал по межконфессиональным взаимоотношениям в Петропавловском уезде, охватывающий большой временной отрезок с концаXIXдо серединыXXв. 5 К опубликованным мемуарам относится работа миссионера Киргизской миссии Е. Елисеева, представляющая интерес в выявлении методов и приемов миссионерской деятельности на территории Казахстана. Миссионер делится не только теоретическими взглядами, но и практическим опытом христианиза- ции кочевников. Много он пишет о трудностях данного процесса, главными из которых являются несовместимость взглядов мусульманина в отношении социально-культурной жизни оседлых поселенцев, огромные пространства степи, малочисленность служителей миссии, находящихся среди большого числа инородцев, активная деятельность ишанов и мулл и как следствие этого — повсеместное распространение мусульманских начальных школ 6 . 1 Обзор Тургайской области за 1899 г. Оренбург, 1900. С. 32. 2 Государственный архив Оренбургской области (далее — ГАОО). Ф. 175. Оп. 1. Д. 40. Л. 5–5 об. 3 Алтайская и Киргизская миссии Томской епархии в 1892 г. Бийск. Типолитогра- фия И. Д. Реброва. 1893 г. Приложение 5. 4 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 25а. Л. 21–63. 5 Государственный архив Северо-Казахстанской области. Ф. 158. Оп. 1. Д. 61. Л. 2–21. 6 Елисеев Е . Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892– 1899 гг. СПб., 1900. 187 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=