Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
176 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IV Результаты исследований показали, что основная часть этих надгробных плит принадлежит представителям дома саййидов . В генеалогической цепи надгробных надписей насчитывается от 2 до 29 имен. Текстологический анализ эпитафий саййидов - мусавиййа. В ходе расшифровки и чтения этих работ основное наше внимание при- влекали приемы или методы составления эпитафий, порядок и расположение слов и фраз в тексте. Строки на плоских поверхностях хорошо отшлифованных мраморных плит располагаются горизонтально или вертикально. Они помещаются внутри прямоугольной или арочной рамки, картуша, или внутри круга, их число составляет от 2 до 20 строк. Количество слов, фраз и строк зависит от разме- ров и формы поверхности надгробного памятника. Например, эпитафии очень часто написаны на торцах надгробий; на стелах они помещаются на лицевой поверхности и занимают гораздо большее пространство. Расположение фраз и слов имеет определенный порядок. Существуют стандартные модели словосочетаний, широко применяемых в надгробных надписях. Большое внимание уделяется цитатам из Корана и другим сакраль- ным текстам ислама. В большинстве случаев коранические цитаты помещены на верхней части надгробных плит. Обычно первые строки текста представляют собой посвятительные формулы в честь Аллаха и Пророка. Как и в книжной традиции, начальная фраза каждой эпитафии— это басмалла , т. е. произноше- ние фразы «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»; басмалла — сура ал-Фатих а, которая повторяется в каждом ракате обязательной молитвы. Далее помещается одна из сур Корана или цитата из хадисов, иногда высекается ду‘а (молитва, прошение). Широко распространено упоминание 99 прекрасней- ших имен Аллаха. Наиболее распространенный коранический стих — айат ал-Курси — занимает центральное место на памятнике. Каллиграфы и резчики помещали священные фразы на верхней плоскости памятника, на самом видном месте. Целый ряд памятников комплекса имеют подобную структуру надписей: ниже айата ал-Курси , сверху вниз, помещались басмалла , Калима-и тавхид ; по боковым граням надгробия также высекался айат ал-Курси . На боковых плоскостях некоторых сундукообразных надгробий исследо- ванных объектов высечены традиционные марсийи —лирические посмертные элегии духовного характера. Их чаще всего выбирали из произведений клас- сиков персидско-таджикской поэзии. В содержательной, «исторической» части надписи содержится инфор- мация о смерти, датах жизни, имени исторического лица, его генеалогии и почетных титулах. Таким образом, эпитафия в кратком виде содержит в себе элементы ономастики, хронологии, генеалогии и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=