Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 175 Источниковедение и историография Центральной Азии правителями праха сына Джа‘фара Садика или каких-то его личных предметов. Другая версия событий отражает представление о том, что некая святыня, свя- занная сшестым имамом, появилась на территории Регистана стараниями самар- кандских саййидов , влиявших на общественно-политическуюжизнь государства. Для уточнения вопроса о времени и путях переселения  саййидов-мусавиййа важные сведения могут предоставить сохранившиеся надгробные надписи. Источникомизучения генеалогии саййидов-мусавиййа вМавераннахре служит погребальная эпиграфика комплекса Шах-и Зинда, расположенного на востоке современного Самарканда. По словам Абу Тахира Х в аджи, жены, сестры и спод- вижникиТимура предпочитали быть захороненнымиименно здесь. Они выбирали для себя место вечного упокоения на территории священного комплекса и начи- нали строить свои усыпальницы еще при своей жизни 1 . Таким образом, сфор- мировался своеобразный и уникальный ансамбль мавзолеев эпохи Тимуридов. Слева и справа от главного узкого прохода комплекса Шах-и Зинда скон- центрированы надгробные плиты с надписями, большинство из которых имеет форму параллелепипеда. В каждой группе их разное количество: от 3 до 30 и даже более. Иногда встречаются отдельно стоящие надгробия. Направо от главного входа в комплекс, на возвышенной площадке, примыкающей к мечети с юга, находятся более 30 надгробий разной формы и размеров с надписями, которые представляют большой интерес с точки зрения истории и генеало- гии саййидов . Они были выявлены в ходе ремонтно-реставрационных работ и археологических раскопок, проведенных на территории некрополя Шах-и Зинда накануне 2750-летнего юбилея города Самарканда 2 . Материалы погребальной эпиграфики были исследованы осенью 2006 и в начале 2007 года благодаря поддержке фонда Макса Ван Бершема. Тогда автором этих строк были проведены копирование, фотографирование и частич- ная расшифровка надписей. Эпитафии локализованы по месту их нахожде- ния и соответственно разделены на четыре группы — всего 63 эпитафии. Каждая надгробная плита пронумерована согласно своему расположению в комплексе 3 . 1 Абу Тохир Хожа Самарқандий . Самария (Самарқанд мозорлари зикри // Тарихи Муллозада. Самария. Форсчадан Абд ул-Мўмин Сатторий таржимаси, нашрга тайёр- ловчилар Б. Аҳмедов, А. Жувонмардиев. Тошкент: Янги аср авлоди, 2009. С. 133. 2 Летом 2004 года Духовное управления мусульман Узбекистана, администра- ция Самаркандской области и Министерство по делам культуры выступили с иници- ативой о создании общественного фонда «Шахи-Зинда» с целью проведения в архи- тектурном комплексе восстановительных и реставрационных работ, а также работ по благоустройству. См. Андрей Кудряшов, Фергана.Ру (Ташкент–Самарканд) ferghana. ru/article.php?id=3584. 3 Нумерация надгробных плит дается латинскими буквами и арабскими числами в соответстаии с их расположением на территории комплекса Шах-и Зинда. Например, Sh-1, Sh-2, Sh-3 и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=