Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
174 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IV Начиная с XI в., места погребения потомков Пророка стали считаться местами мученической кончины святого ( машхад) и местами поклоне- ния ( мазар ). Территория мазар расширялась вследствие желания мусульман быть похороненными ближе к имаму, и постепенно такой погребальный ком- плекс превращался в святое место, где паломник, переступив определенную границу, мог считать себя на священной земле. В Мавераннахре, с преобладающим суннитским населением ханафит- ского толка, к представителям дома саййидов также относились с особым уважением. Здесь существовали несколько ветвей саййидов , живших в опре- деленных селениях, специально отведенных им местными правителями. Наи- более известная из ветвей именовалась термезскими саййидами . Кроме того, в Мавераннахре существовали и другие ветви саййидов , которые, согласно данным источников и материалов погребальной эпиграфики, были известны под нисбами касбави (касбаги) , нахшаби, насафи , самарканди и т. д . Как показали исследования надгробных надписей, в период XVI–XVIII вв. в Самарканде жила одна из ветвей потомков Пророка — саййиды-мусавиййа , происходившие от Джа‘фара ибн Ибрахима Мусы 1 . Ранее здесь локализо- вался другой род этого семейства — род Хасана Абу Мухаммада 2 . Среди потомков Джа‘фара ибн Ибрахима известно имя Аджала Маджид ад-Дина ‘Али ибн Джа‘фара Мусави — седьмого накиба в период после падения дина- стии Саманидов. Надо отметить, что основная генеалогическая линия самар- кандской ветви саййидов-мусавийа по восходящей линии идет к Хамзе, сыну седьмого имама Мусы ал-Казима (745–802 гг.) 3 . Существуетмнение, что саййиды-мусавиййа —это отдельная ветвь термезских саййидов, на что указывает имя их эпонима 4 , хотя в текстах надписей надгробных плит саййидов-мусавиййа нисба термизи отсутствует . Однако если речь идет о переселении потомков Джа‘фара ибн Ибрахима в Самарканд, то, вероятно, это произошло в эпоху Тимура, известного своим уважительным отношением к саййидам . Согласно хронологическим данным надгробных надписей, пере- селение представителей этого рода, почитавшегося узбекскими правителями, происходило в период узбекских ханств. Одним из аргументов в пользу этого может быть традиция, повествующая о перенесении в Самарканд узбекскими 1 Мирзаев Дж. Роль термезских саййидов в истории Центральной Азии. www.kitab. uz/cms/files/%20Саййиды.doc. С. 4. 2 Там же. С. 4 3 Муса ал-Казим, сын имама Джа‘фара Садика от его наложницы-берберки Хумайда Берберийа, считался великим ученым и святым ( вали ) своего времени. Муса ал-Ка- зим, как передают религиозные источники, имел 20 сыновей и 18 дочерей. Среди его сыновей более известен ‘Али ар-Риза, с именем которого связана вышеупомянутая свя- тыня в Мешхеде. Имам Муса ал-Казим умер в багдадской тюрьме, куда был брошен по приказу халифа Харун ар-Рашида. Похоронен в квартале Казимийа в 10 км от Багдада. 4 Мирзаев Дж. Роль термезских саййидов в истории Центральной Азии. С. 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=