Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 163 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана Как известно, к исламу стали относиться более терпимо при Екатерине II, когда выборных духовных руководителей среднего и низшего звена власти поста- вили под свой контроль, чтобы отсеять «неблагонадежных» лиц. Учреждением в 1788–1789 гг. в г. Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания, в 1831 г. в г. Симферополе — Таврического и в 1872 г. в г. Тифлисе — Закав- казских (шиитского и суннитского) духовных управлений мусульман порядок назначений мусульманского духовенства на большей части территории России был в определенной степени регламентирован на основе светского законода- тельства, учитывавшего некоторые важные шариатские нормы, а также местные обычаи и традиции 1 . Для Северного Кавказа и Дагестана создание Духовных управлений мусульман затянулось вплоть до свержения самодержавия, соответ- ственно избранные мусульманскими общинами суннитов и шиитов духовные главы—кадии и муллы утверждались в должностях царской администрацией. Дербент вошел в состав Российской империи в 1806 г. и управлялся комендан- том. Царская администрация утверждала в должностях выборныхмусульманских духовных лиц города. В 1820 г. глава шиитов Дербента Хаджи-Касим Казем-бек, отец будущего известного ученого-востоковедаМирзыКазем-бека, был обвинен в нелояльности к России и выслан из города 2 . После этого своим духовным главой шиитыДербента выбрали ахундаМугида-хана, утвержденного в этой должности главнокомандующим на Кавказе генералом А. П. Ермоловым. Его после смерти в 1848 году заменил житель города Шемахи Аджи мулла Садых 3 . Постановлением Совета Главного управления наместника Кавказа от 4 января 1847 года одно духовное лицо назначалось на 80–100 дымов. Согласно инструкции наместника Кавказа от 13 марта 1863 года муллы выбирались обще- ствами в присутствии полицейских чинов или других представителей власти 4 . После завершения Кавказской войны юрисдикция Закавказского маго- метанского духовного правления суннитского и шиитского учений была распространена и на Южный Дагестан 5 . Это подтверждается инструкцией исполняющего обязанности Наместника Кавказа от 1862 года 6 . Так как боль- шинство жителей Дербента были шиитами, то эти законы касались прежде всего духовных глав шиитов. 1 Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д. Ю. Арапов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. С. 51, 165. 2 Гусейнов Г. Энциклопедия города Дербента. Махачкала, 2015. С. 345. 3 Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 3. Оп. 1. Д. 42. Л. 2. 4 Газимагомедов Р. И . Государственная политика в отношении ислама в Дагестанской области (1860–1920 гг.). Автореферат канд. дис. Махачкала, 2014. С. 24. 5 Алов А. А., Владимиров Н. Г. Ислам в России. М. 1996. С. 98. 6 ЦГА РД. Ф. 15. Оп. 4. Д. 110. Л. 4–5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=