Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
156 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция III чению религиозной жизни региона. В них находит отражение основной спектр проблем, которые актуальны и в настоящее время. В основном рассматриваемые сочинения написаны в жанре традиционной мусульманской полемики. Примечательно, что в дагестанских полемических сочинениях советского периода освещались вопросы, находившие отражение в произведениях местных авторов и на страницах арабоязычной прессы уже в начале ХХ в., такие как разделение богословских школ на мазхабы , «лже- шейхство», уплата закята , проведение мавлидов , иджтихад , идеология вах- хабизма и т. д. Исследования Р. С. Абдулмажидова и М. Г. Шехмагомедова посвящены критике ваххабизма в сочинениях суфийского шейха Мухаммада ал-Асали (из с. Ассаб) « ал-Аджвиба ал-асалийа фи радди шубах ал-ваххабиййа » («Ответы ассабца для опровержения ваххабитских сомнений»), « ал-Аджвибату ал-ба- хийа фи исбатшафаат хайр ал-бариййа » («Великолепные ответы в подтверж- дение заступничества лучшего из людей») и « ал-Фараид ал-вахбийа фи радд шубухат ал-ваххабиййа » («Божественные дары в опровержение ваххабитских смут»), которые были созданы в 20-х гг. ХХ в. Предположительно в 40–60-х гг. на арабском языке было создано сочинение « ал-Джаваб ас-сахих ли-л-ах ал-мусаллах » Абд ал-Хафиза ал-Ухли (из с. Охли). Ш. Ш. Шихалиев отмечает, что в то время шла полемика «вокруг толкований установлений и обрядовой практики в мусульманском праве, а также «леги- тимности» суфизма и мусульманского обновленчества досоветской эпохи». Проблеме «лжешейхства», также активно обсуждавшейся в начале ХХ в., посвящено арабоязычное произведение Мухаммада ал-Хабши (из с. Апши) « Макалат ал-валийи Мухаммад б. Ахмад ал-Хабши ли масаили ал-арифШуайб афанди ал-Багини », которое также было написано в советский период, но не позднее 1975 г., судя по дате переписки дошедшего до нас списка. Большой интерес представляют и так называемые «Ответы на вопросы Нигматуллы ал-Аймаки» Абдуррахима ал-Аймаки (из с. Аймаки), в которых автор выражает свои симпатии к основателям идеологии ваххабизма. В выше- упомянутых «Ответах» также нашла отражение полемика по проблемам, которые были актуальными еще в досоветском Дагестане (деление на мазхабы, иджтихад, таклид, идеи ваххабизма, выплата заката и кафарата , а также распределение этих средств и т. д.). Опираясь на имеющиеся сведения, можно утверждать, что данное арабографическое сочинение на аварском языке было написано не позже 1982 г. Идеи, совершенно противоположные воззрениям Абдуррахима ал-Аймаки, выражены в другом небольшом арабографическом сочинении, написанном на аварском языке в форме вопросов-ответов неким Мухаммадом ( нисба автора неизвестна). В нем рассматриваются проблемы, относящиеся к истории ислама и разделению мусульманской богословской школы на мазхабы , идеологии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=