Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 133 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана поступка, или же отказ от него, являлось основной прерогативой астролога, который превратился в важную фигуру в окружении халифа, хотя существуют свидетельства, что уже в период Омеййадов многие решения, принимаемые кади или имамом , основывались на рекомендациях мунаджжима . В основе ихтийарат лежал принцип, согласно которому каждый день имел свою звезду-покровительницу ( наджм , тали‘ ), которая оказывала влияние на его характер (счастливый или несчастливый), на основании чего для каждого дня определялся круг занятий или действий, более всего ему подходящих. Структура большинства подобного рода сочинений сводилась, как правило, к перечислению дней месяца, благоприятных или неблагоприятных для того или иного дела, перечислению поступков, рекомендуемых или нерекоменду- емых совершать в этот день, и т. д. К составлению гемерологий ( ихтийарат ) обращались многие средневе- ковые мунаджжимы , среди которых стоит отметить ‘Умара б. ал-Фаррухана ат-Табари ( «Китаб ал-ихтийарат» ), Сахла б. Бишра ( «Китаб ал-ихтийарат ‘ала-л-буйут ал-исна ‘ашар» ), Абу Йусуфа ал-Кинди ( «Ихтийарат ал-аййам» ), АбуМа‘шара ( «Китаб ал-ихтийарат» , «Ихтийарат ас-са‘ат» ), Фахр ад-дина ар-Рази ( «ал-Ихтийарат ал-‘ала ’иййа» ) и др. Перу шиитского богословаМухаммада Бакира ал-Маджлиси (ум. 1110/1699) принадлежит несколько десятков работ на арабском и персидском языке. Главным трудом его жизни стало создание энциклопедии шиитских хадисов «Бихар ал-анвар» . В жанре ихтийарат ал-Маджлиси составил одно сочинение в двух вари- антах: кратком, под названием «Ихтийарат ал-аййам ас-сагир» , состоящем из трех глав, и намного более подробном втором варианте, который состоит из сорока разделов ( фасл ). Две первые главы ( баб ) посвящены основной тематике трактата — выбору дней месяца и недели. В следующих четырех главах речь идет о двенадцати месяцах персидского, тюркского и румского календаря. Одна глава — о четы- рех временах года. Восьмая глава посвящена описанию часов дня. В девятой главе рассказывается об установлении персидского нового года. В четырех последующих главах речь идет о затмении солнца ( кусуф ) и лунном затмении ( хусуф ), созвездии Стрельца ( гоус ), радуге ( гоус-и гозах ), грозе ( ра‘д-у барк ), землетрясении ( залзала ). В других пятнадцати главах приводятся сведения гео- графического характера, говорится о семи климатах, морях, больших реках, источниках, колодцах. Глава двадцать четвертая посвящена краткому изложению выбора благоприятного дня, после чего идет глава о неблагоприятных днях. В дополнении к трактату автор затрагивает различные темы: о сновидениях и их толкованиях, о кровопускании ( фасд кардан ), правилах поведения в путе- шествии, обычаях совершения зийарата , об отправлении намаза , наблюдении за луной и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=