Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 131 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана На одном из рисунков бархатов замка Розенборг представлены повторя- ющиеся изображения девушки с распущенными волосами, сложившей руки в молитвенном жесте 1 . Головку девушки венчает небольшая шапочка с изо- гнутым пером. На ней длинное, до пят, платье, поверх которого надета затяну- тая поясом распашная кофта цветочного орнамента с отложным воротником и длинными рукавами с манжетами. К клиновидному переднему краю кофты, оформленному валиком, прикреплен шнур с кистью. На рисунке второго бархата изображена фигура девушки в остроугольной шапке с цветком в руке 2 . К ее кофте, имеющей идентичный покрой, подвешен такой же шнур с кистью. Похожая деталь встречается на одной из настенных росписей дворца Али-Капу в Исфагане. Изображенная на ней молодая девушка придерживает длинную трость. Под изогнутую ручку трости пропущен двойной шнур. Он перекинут через левую руку девушки и заканчивается двумя кистями, спуска- ющимися к краю подола платья. По-видимому, во всех случаях перед нами представлен небольшой веер — деталь костюма, часто встречающаяся на портретах итальянок (вене- цианок) второй половины XVI в. Остается лишь предполагать, каким был раппорт рисунка бархатной ткани, фрагменты которой использованы для украшения крышек переплета списка «Хамсе», и какие именно элементыдополняли его композицию.Женские фигуры, судя по их размеру, могли располагаться как парами, повернутыми друг к другу или друг от друга в горизонтальных рядах, так и поодиночке, развернутыми в одном направлении, со сменой направления поворота фигур в последующих рядах, и в этом случае рисунок мог восходить по диагонали. Утраченныйфон, затканный металлической нитью, закрепленной в саржевомпорядке, по всей видимости, был покрыт растительныморнаментом, выполненнымспомощьюполихромного ворса. Подводя итоги изложенному в настоящем сообщении, отметим, что рас- смотренные фрагменты бархата с изображениями женских фигур, бережно сохраненные, вырезанные и наклеенные на крышки рукописного переплета «Хамсе» из собрания Российской национальной библиотеки, являют собой выдающиеся образцы сефевидского ткачества первой половины — середины XVII в. Составляя часть рисунка ткани, разработанного под сильным влиянием произведений европейского искусства, они исполнены в манере, присущей иранской художественной школе этого периода. Включение «европейских» женских фигур в оформление переплета иранской рукописной книги, предна- 1 Martin F. R. Die persischen Prachtstoffe im Schlosse Rosenborg in Kopenhagen. Stock- holm, 1901. Taf. II; Bier C . The Persian Velvets at Rosenborg. With a contribution by Morgens Bencard, Museum Director. Copenhagen, 1995. P. 20, fig. 7; p. 41–44, fig. 17 (on p. 42). 2 Bier C . The Persian Velvets at Rosenborg. With a contribution by Morgens Bencard, Museum Director. Copenhagen, 1995. P. 44–46, fig. 19 (on p. 45).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=