Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

130 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II TE.204.2010) 1 . По мнению Ф. Шпулера, ткань такого рисунка вряд ли предна- значалась для использования в качестве материала для изготовления одежды, а, скорее, служила украшением стен 2 . На девушках, изображенных попарно, надеты кофты с кроем переднего края, аналогичным крою женских кофт с переплета «Хамсе», обвязанные под грудью лентой. Похожим образом скомпонованы сцены на рисунке бархата из Keir Collec- tion 3 и Музея искусств округа Лос-Анджелес 4 . Известен еще один фрагмент этой ткани, выставлявшийся на продажу в марте 1988 г. на аукционе в Hotel Drouot 5 . Ф. Шпулер относил эту ткань к индийской работе, однако вопрос о месте ее производства по-прежнему остается открытым. Аналогичная компо- зиция, представляющая пары юношей в сефевидских костюмах, появляется на рисунке бархата из Кливленда 6 и музея Виктории и Альберта 7 . Любопытная деталь одеждымолодых красавиц с переплета рукописи «Хамсе», а именно кисть, подвешенная на длинном шнурке у переднего края кофты, не известна по иранскимминиатюрам и рисункам и имеет явное европейское проис- хождение. Этот предмет женского гардероба отчетливо читается на двух рисунках бархатов, хранящихся в Копенгагене. Вместе с другими иранскими бархатами с сюжетными и орнаментальными рисунками, данные ткани составляли текстиль- ное убранство одного из залов замка Розенборг, известного как Башенные покои Кристиана V. Известно, что украшавшие стены этого зала бархатные панели и ламбрекены находились в нем примерно с 1833 г. по 1911 г. 8 Принято считать, что иранские бархатные панно относятся к дипломатическим подаркам Шаха Сафи I (1629–1642), привезенным Голштинским посольством в конце 1630-х гг. и лишь гораздо позднее оказавшимся в замке Розенборг 9 . 1 Thompson J. Silk 13 th to 18 th Centuries. Treasures from the Museum of IslamicArt, Qatar : exh. cat. Doha, 2004. P. 40–43, cat. no. 8; URL: http://www.mia.org.qa/en/textiles/243-tex- tile/651-object4497 (дата обращения 5.04.2017 г.). 2 Spuhler F. Islamic Carpets and Textiles in the Keir Collection. The Keir Collection, 1978. P. 188. 3 Spuhler F. Islamic Carpets and Textiles in the Keir Collection. The Keir Collection, 1978. P. 199, cat. no. 119; p. 209 (colour plate 119). 4 URL: https://collections.lacma.org/node/237698 (дата обращения 5.04.2017 г.) 5 Display Advertisements // HALI. January–February 1988. Issue 37. P. 31. 6 URL: http://www.clevelandart.org/art/1932.42 (дата обращения 5.04.2017 г.) 7 Stanley T. Palace and Mosque. Islamic Art from the Victoria and Albert Museum : exh. cat. V&A Publications, 2004. P. 65, pl. 78; Wearden J., Baker P. L. Iranian Textiles. V&A Publishing, 2010. P. 12, fig. 2. 8 Bier C. The Persian Velvets at Rosenborg. With a contribution by Morgens Bencard, Museum Director. Copenhagen, 1995. P. 61–65. 9 Подробнее об истории появления сефевидских бархатных тканей в замке Розенборг см.: Bencard M . Persian Textiles at Gottorp // Bier C. The Persian Velvets at Rosenborg. With a contribution by Morgens Bencard, Museum Director. Copenhagen, 1995. P. 64–75

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=