Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

128 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II этого рисунка, ранее принадлежавшие коллекции Bacri frères, были проданы на аукционе Sotheby’s в марте 2017 г 1 . Молодая женщина, изображенная на этом бархате, держит в руках бутыль и чашу. Она облачена в накидку, один из концов которой перекинут через руку. Ее темные волосы убраны в подобие шапочки, сплетенной из жемчужной сетки. Компоновка сцен на другом рисунке, выделяемом в группе этих барха- тов, развернута по горизонтали. Технический раппорт рисунка составляет свыше 200 × 70 см. Фигуры представлены в наибольшем масштабе, извест- ном для бархатов этого времени. Считается, что необычное расположение фигур, вытканных по горизонтали, на ширину ткацкого станка, предполагало использование этой ткани в качестве настенного панно. На тканой картине в одном ряду расположены четыре женские фигуры в стилизованных евро- пейских костюмах и головных уборах, разделенные на две пары, обращенные лицами друг к другу и запечатленные в движении. Фигуры отделены друг от друга китайскими облаками чи , кустами стилизованных цветов, цветами ириса и гвоздики. Одна из девушек несет бутыль с шаровидным туловом, придерживая фрукты, высыпанные в подол платья. Вторая, обернувшись к ней, одной рукой прижимает к груди широкую чашу, а в другой руке держит кувшин европейской формы. Следующая молодая женщина, надев на руку специальную перчатку, обучает ловчую птицу, в то время как четвертая тянет на поводке заливающуюся лаем левретку. Контуры верхних век на лицах деву- шек очерчены аналогично тому, как подведены линии век на рассматриваемых фрагментах с переплета рукописи «Хамсе». В целом этот прием нехарактерен для иранского искусства и в обоих случаях использован для придания более выраженных «европейских» черт женским образам. Поскольку при изобра- жении лиц глубокая складка верхнего века иранскими художниками тради- ционно не обозначалась, более он не повторяется ни в сюжетных тканях, ни в живописных работах этого времени. Sarre F., Martin, F. R. Die Ausstellung von Meisterwerke Muhammedanische Kunst in München, 1910. München, 1912. Bd. 3. Die Stoffe. Die Waffen. Holz und Elfenbein. Kat. Nr. 2346, Taf. 192. 1 Sotheby’s. Bacri Frères Antiquaires, Paris — Collection Jacques Bacri. Paris. 30 March 2017. Lots 54–55. URL: http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/ collection-bacri-pf1719/lot.54.html (дата обращения 5.04.2017 г.), URL: http://www. sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/collection-bacri-pf1719/lot.55.html (дата обра- щения 5.04.2017 г.). Еще один из образцов бархата этого рисунка был опубликован А. А. Поупом в 1939 г. как принадлежавший той же коллекции: A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present / Ed. by A. U. Pope and Ph. Ackerman. London and NewYork: Oxford University Press, 1939. Vol. VI. Pl. 1043. По всей вероятности, именно этот фрагмент был опубликован Мартином в 1899 г. как предмет, хранящийся в Лион- ском музее тканей: Martin F. R. Figurale Persische Stoffe aus dem Zeitraum 1550–1650. Stockholm, 1899. Taf. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=