Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 127 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана в уникальную композицию облачения христианского священника из коллекции Музея Виктории и Альберта 1 . Здесь в сценах Благовещения и Распятия появ- ляются изображения Девы Марии и Марии Магдалины. Данное облачение, выполненное из шелка, изготовлено, однако, не в технике бархата, а в технике ворсового ковроткачества. Прочие известные рисунки иранских бархатов XVII в., на которых при- сутствуют женские изображения, не имеют прямой связи с христианскими сюжетами. К одной из групп этих тканей относится сцена, возможно, опо- средованно все же испытавшая влияние христианского искусства. На ней изображена мать с младенцем на руках, прогуливающаяся на лоне природы в окружении домашних животных — собаки и кошки. Пространство сада обозначено раскидистым плодоносящим деревом граната, покачиваю- щимся на ветру кипарисом и многочисленными цветами, заполняющими фон. Необычная трактовка женского образа: тяжеловесность фигуры, неха- рактерный для сефевидского стиля костюм с верхней накидкой, наброшенной на плечи, перехваченной под рукой и задрапированной складками, босые ступни, черные локоны волос, собранные в сложную прическу, головной убор, напоминающий венок, заставляли некоторых исследователей искать в нем индийские черты. Ткань этого рисунка, датируемая началом XVII в., известна в нескольких фрагментах, один их которых хранится в David Collec- tion в Копенгагене 2 . Длинный отрез той же ткани находится в Национальном музее Токио 3 . Еще один отрез этого бархата был выставлен на продажу на аукционе Christie’s в 2010 г 4 . Квадратный лоскут точно такого же рисунка выставлялся в галерее Francesca Galloway в 2011 г 5 . Схожая трактовка женской фигуры появляется на бархате с именем ‘Абдал- лах, возможно, являющегося меткой мастера. Один из известных фрагментов этой ткани находится в Текстильном музее в Вашингтоне 6 . Два образца ткани 1 Stanley T. Palace and Mosque. Islamic Art from the Victoria and Albert Museum : exh. cat. V&A Publications, 2004. P. 40–41, pl. 53–55. 2 Sultan, Shah, and the Great Mughal . The history and culture of the Islamic world : exh. cat. The National Museum, Copenhagen, 1996. P. 280, cat. no. 260. 3 URL: http://www.tnm.jp/modules/r_collection/index.php?controller=dtl&colid=TI480 &t=type&id=44 (дата обращения 5.04.2017 г.) 4 Christie’s. Art of the Islamic and Indian Worlds Including Art from The Collection of Dr. Mohammed Said Farsi. London. 5 October 2010. P. 202–205, Lot 248. 5 URL: http://islamicartsmagazine.com/magazine/view/islamic_courtly_textiles_and_ trade_goods_from_the_14th-19th_century/ (дата обращения 5.04.2017 г.) 6 Woven from the Soul, Spun from the Heart. Textile Arts of Safavid and Qajar Iran. 16th–19th Centuries. Ed. by Carol Bier. The Textile Museum. Washington, 1987. P. 239, cat. no. 55. По-видимому, этот же фрагмент опубликован в альбоме, изданном Зарре и Мартином по случаю проведения Мюнхенской выставки шедевров мусульманского искусства 1910 г., как принадлежавший частному владельцу (A. Figdor) в Вене:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=