Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
126 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II Стиль причесок и ряд деталей костюма, изображенных на бархатных панно, подражают образцам венецианской моды второй половины XVI в. В то же время причудливое сочетание деталей одежды, трактовка наглухо застегну- той верхней кофты при одновременном подчеркивании обнаженной груди и глубокого выреза декольте, в действительности отсутствующего, говорят о том, что эскиз рисунка для этой ткани и разработка соответствующей ткац- кой схемы выполнялись отнюдь не европейскими, но именно сефевидскими мастерами, вдохновленными работами европейских художников. Постановка фигуры в трехчетвертном повороте, полуоблегающий силуэт платья, спускаю- щегося мягкими складками и выделяющего округлые формы девушки, изгибы ее тела, изображенного в типично сефевидском вкусе в соответствии со сло- жившимися в это время в Иране эстетическими канонами, лишь подкрепляют наше предположение. Очевидно, при создании эскиза для ткацкого рисунка ряд деталей в трактовке женских образов был позаимствован из произведений западных живописцев, например, итальянских гравюр или одного из европей- ских «альбомов костюмов» со сценами венецианской жизни. Среди изображений дам, встречающихся на иранских сюжетных бархатах XVII в., пока не удалось обнаружить идентичные женские фигуры. Таким образом, мы можем рассматривать данные фрагменты как часть ранее неиз- вестного рисунка бархата — одного из замечательных образцов художествен- ного текстиля сефевидского времени. Высочайшее качество исполнения этих фрагментов позволяет поставить их в один ряд с наиболее яркими аналогиями, связываемыми как с сефевидским, так и сефевидско-могольским ткацким производством XVII в. В отдельных случаях такие ткани являлись подписными работами. Появ- ление подписей-меток на иранских фигурных бархатах свидетельствует об исключительной значимости, которая придавалась авторству сюжетов про- изведений художественного текстиля столь сложной выработки и изящного рисунка самими художниками и мастерами- накшбандами . В основу сюжета, занимающего особое место среди иранских бархатов этого периода, легла сцена с изображением Святого семейства. В настоящее время один фрагмент этого бархата хранится в Museo Civico Correr в Вене- ции 1 . Считается, что эта ткань была поднесена венецианскому дожу Марио Гримани в 1603 г. в качестве дипломатического подарка от Шаха Аббаса I. В этой связи также следует упомянуть два христианских сюжета, включенных 1 ASurvey of PersianArt from Prehistoric Times to the Present / Ed. byA. U. Pope and Ph. Ackerman. London and NewYork: Oxford University Press, 1939. Vol. VI. Pl. 1061 B; Mackie, Louise W. Symbols of Power. Luxury Textiles from Islamic Lands. 7th — 21st Century. The Cleveland Museum of Art, 2015. P. 374–375, cat. no. 9.34. Второй известный фрагмент ткани этого рисунка был опубликован в журнале “HALI” в 1999 г. См.: Christie’s. Art of the Islamic and Indian Worlds Including Art from The Collection of Dr. Mohammed Said Farsi. London. 5 October 2010. P. 205.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=