Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 125 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана облаченных в восточные костюмы, в том числе с элементами смешения стилей, представленные как в виде отдельно стоящих фигур, так и среди участников многофигурных сцен. Помимо рисунков, выполненных на бумаге, такие изображения включались в программу архитектурного декора столичных дворцовых и парковых ансамблей в виде произведений настенной живописи и панно, выполненных из наборных фаянсовых изразцов. Очевидно, эти своеобразные «портреты» не были призваны воплощать конкретные типы населения, существовавшие в то время в полиэтническом и многоконфессио- нальном государстве Сефевидов, но, скорее, отражали новые художественные веяния, привнесенные с проникновением в Иран образцов западной живописи и привлечением европейских рисовальщиков. Костюм девушки на верхней крышке переплета состоит из ярко-желтого платья в пол и надетой поверх него распашной бледно-розовой кофты (лифа), застегнутой на белые пуговицы, в верхней части тесно облегающей и подчер- кивающей грудь. Короткие рукава кофты заканчиваются объемными фестонча- тыми валиками, разработанными нитями букле из белого шелка, спряденного с серебряной нитью. Подобным валиком оформлен и нижний край кофты с клиновидным вырезом спереди. Под грудью пропущена широкая лента, намеченная с помощью нитей букле из спряденного с позолоченной нитью ярко-оранжевого шелка. Из-под горловины кофты выглядывает широкий белый отложной воротник, собранный складками, предположительно обозначаю- щий накрахмаленный стоячий воротник нижней рубашки. Длинные рукава платья украшены белыми фестончатыми манжетами. На девушке надето оже- релье из двух ниток светло-оранжевых бусин с центральной вставкой в виде четырехлепестковой розетки, в ушах красуются золотые серьги каплевидной формы. Золотистые локоны ее волос зачесаны наверх, аккуратно уложены и разделены пробором. Высокая взбитая прическа украшена двумя жемчужи- нами (?), возможно, являвшими собой часть головного убора, срезанного на обоих фрагментах, или же схематично обозначавшими вплетенные в волосы цветы. На круглом лице выделяются огромные светло-карие глаза с высоко поднятой дугой бровей и глубокой складкой верхнего века, отмеченной розовой линией, и маленький, аккуратно очерченный рот. В руках молодая женщина держит яркую красно-розовую шаль. Дополняет ансамбль предмет песоч- но-коричневого цвета, напоминающий широкую кисть, который закреплен на длинном лимонно-желтом шнурке у переднего края кофты. Таким же образом, но с использованием несколько иной цветовой гаммы, решен костюм юной красавицы на парной крышке переплета. Ее платье раз- работано шелком песочного-коричневого цвета. На кофте бледно-зеленоватого оттенка, подобранной в тон шали, нашиты оранжево-красные застежки-пуго- вицы. Шею и грудь девушки украшают две низки розовых бус. Кисть, спуска- ющаяся с пояса, окрашена в лимонно-желтый цвет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=