Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

124 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II лей установить окончательные выводы об атрибуции и локализации этой ткани затруднительно. Фигуры, вклеенные в однотонный бархатный фон, выполнены в гораздо более сложной технике. Ткани этого типа относятся к разрезным бархатам с участками без ворса ( voided ). Рисунок создан с помощью дополнительных основных нитей, образующих цветной ворс. Металлические (золоченые) нити, пряденые на желтый и ярко-оранжевый шелк, на лицевой стороне ткани образуют саржевое переплетение Z-направления. Эти нити появлялись на поверхности на участках, не закрытых ворсом согласно рисунку. Сейчас они хорошо просматриваются на участках, имеющих повреждения и потертости ворса, в особенности в тех местах, где когда-то были введены черные шелковые нити, сейчас почти полностью разрушенные. С помощью ворса черного цвета были очерчены фигуры и контуры лиц, а также разработаны складки одежды. Кроме того, для создания ряда деталей одежды дополнительно введены нити букле из серебряных и золоченых нитей, пряденых на белый и ярко-о- ранжевый шелк. Нити букле имеют значительные повреждения металла, обнажившие шелковый сердечник. Вытянутые петли этих нитей рельефно выделяются над поверхностью разрезного ворса, придавая разработанным ими деталям объемную фактуру. Стилистический анализ женских изображений, включенных в декоративное оформление переплета, позволяет отнести их к работе сефевидских ткачей первой половины—середины XVII в., при этом трактовка тканых «портретов» обнаруживает явное европейское влияние. Технологические особенности изго- товления данной ткани в целом также согласуются с предложенной датировкой и характерны для бархатов этого периода. Несомненно, ранее оба фрагмента составляли часть рисунка одной и той же ткани. Тогда как наиболее ранние известные полихромные сефевидские бархаты с сюжетными рисунками восходят ко второй половине XVI в., черты внешно- сти изображенных женщин, их прически и эклектичный стиль одежды находят параллели с обширной группой иранских разрезных бархатов с участками без ворса ( voided ) с отдельно стоящими женскими или мужскими фигурами, отно- симых к более позднему периоду. Фон этих бархатов оказывается неизменно заткан металлической нитью. Известные образцы таких бархатов, связываемые с твердыми датами, датируются началом—первой половиной XVII в. Трактовка представленных на них персонажей следует традициямиранской художественной школыXVII в., обнаруживая стилистическое сходство с произведениями сефев- идских рисовальщиков и живописцев. В то же время их одеяния, прически, а в отдельных случаях и черты лиц зачастую выполнены не в традиционной манере, но в значительной степени стилизованы в подражание европейскому вкусу. Именно в этот период в Иране получают распространение портретные изображения молодых мужчин и женщин, одетых по европейской моде или

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=