Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 123 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана Азии и включает 61 миниатюру работы нескольких художников 1 . Рукопись была поднесена Александру II от имени Бухарского эмира Музаффар ад-Дина и вошла в собрание Императорской Публичной библиотеки в 1876 г 2 . Наше внимание привлекло необычное текстильное оформление этой рукописной книги. Помимо двух поздних чехлов, одного — выполненного из среднеазиатского полушелкового иката с геометрическим орнаментом желтого, синего, белого и зеленого цвета на малиновом фоне, и второго — из атласа, украшенного растительным узором розового и сиреневого тонов, пущенным по фону из чередующихся узких зеленых и широких кремовых полос и, по-види- мому, являющегося образцом ткани европейского производства, оно включает два панно из разрезного бархата, украшающих внешние крышки переплета рукописи (размер крышек 39,3 × 24,6 см; размер панно 37,7 × 22,6 см). Панно обеих крышек идентичны друг другу, но составлены по принципу зеркальной симметрии. В центре каждой композиции расположена жен- ская фигура (высота фигур: 33,2 × 19,1 см (верхняя крышка), 35,6 × 19 см (нижняя крышка)), выполненная в трехчетвертном повороте. Она погружена в абстрактное, не заполненное деталями пространство фона, обозначенного глубоким фиолетовым тоном. Женские изображения отличаются чередованием оттенков цветов, используемых для разработки деталей костюма. На первый взгляд, оба панно кажутся выкроенными из единого куска ткани, однако детальное изучение состояния сохранности данных образцов текстиля позволяет обнаружить значительные потертости ворса на женских фигурах, отсутствующие в фоне. Кроме того, ни насыщенный фиолетовый цвет фона, ни отсутствие заполнения фона стилистически не характерны для предполагаемого времени изготовления бархатов с женскими изо- бражениями этого типа. Как удалось установить благодаря макросъемке, подтвердившей предварительные выводы, полученные в ходе визуального осмотра, фигуры на обеих крышках были аккуратно вырезаны по конуру и вклеены в специально проделанные в прямоугольных фрагментах фио- летового бархата прорези, оказавшись буквально «инкрустированы» в них. Использование этого приема объясняет происхождение неравномерных повреждений фигур и фона и дает весомое основание для того, чтобы рас- сматривать их в качестве тканей, изготовленных в разное время. С известной осторожностью мы можем отнести время производства подложенного фона к второй половине XIX в., однако без учета химического анализа красите- 1 Акимушкин О. Ф., Иванов А. А . О мавераннахрской школе миниатюрной живописи XVII в. // Народы Азии и Африки. М., 1968. № 1. С. 134–135. Миниатюры этого списка опубликованы в: Миниатюры к «Хамсе» Низами / Сост. и авт. предисл. Ф. Сулейманова. Ташкент, 1985. Ил. 164–206. 2 Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1876 год. СПб., 1878. С. 200–201. Благодарю заведующую сектором восточных фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки О. В. Васильеву за предоставленные сведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=